Запах газа?
звони
звони
104
Контакты
Горячая линия
Электронная почта
Символ богатой жизни, стратегическое средство связи, пережиток прошлого? Стационарный телефон за свою историю не только не раз менял свою форму, но и кардинально — назначение. Как он появился и зачем используется сейчас — читайте в нашем тексте.
А у вас есть домашний, он же стационарный, телефон? Наверняка имеется, но пользуетесь вы им не очень часто. А ведь еще совсем недавно, лет пятнадцать назад, наличие в квартире телефона значительно увеличивало ее стоимость при продаже или аренде. Читатели постарше не дадут нам соврать. Сегодня изобретение американца Александра Белла, в свое время радикально изменившее жизнь людей во всем мире, активно вытесняется из нашей жизни более современными технологиями — интернетом и мобильной связью в первую очередь. Но актуальным стационарный телефон быть не перестает: стоит только на несколько часов отключиться электричеству, и вы точно вспомните о нем. Ниже расскажем, как телефон захватывал Москву.
Первая городская телефонная станция в столице была открыта 13 июля 1882 года. Располагалась она в доме 6 на Кузнецком Мосту. Всего через шесть лет после того, как новый способ связи был изобретен! За этот недолгий срок первоначальный аппарат Белла был заметно усовершенствован, причем качество связи и дальность передачи информации сумел улучшить сам знаменитый Томас Эдисон.
Телефон в те времена выглядел как железный ящик с рычагом и одной или двумя трубками. К нему прилагалась сигнальная доска, звонившая, стоило телефонистке вызвать абонента. Весил такой комплект больше восьми килограммов! Чтобы воспользоваться телефоном, нужно было снять трубку, покрутить рычаг, который давал электроток и «сообщал» телефонистке, что надо начинать разговор. Все мы видели в кино этот кажущийся сегодня немного комичным процесс с непременным восклицанием: «Барышня! Мне такой-то номер». Кстати, услуги телефонисток были востребованы вплоть до 1930-х годов, когда началось активное строительство автоматических телефонных станций.
В 1882 году в Москве пользовались трехзначной нумерацией, при этом первых абонентов было всего 26. За 10 последующих лет сеть разрослась до 1892 номеров. Нумерация стала четырехзначной. Владеть телефоном было очень дорого — примерно как первыми мобильными в 1990-е годы. Оплата за месяц пользования составляла 250 рублей, при этом месячная зарплата, например, учителя была 25 рублей, фельдшера — 55. За стоимость установки телефона можно было купить двух отличных лошадей. Тарифы снизились только к началу XX века, когда тендер на развитие телефонных сетей столицы выиграли скандинавские бизнесмены.
Снижение расценок, конечно же, очень повлияло на популярность нового способа связи: если в 1901 году в Москве было меньше трех тысяч абонентов, то уже к 1914 году — уже больше 44 тысяч!
Именно в 1914 году Русско-датско-шведское акционерное общество построило центральную телефонную станцию по адресу: Милютинский переулок, дом 5. Долгое время эта станция считалась крупнейшей в Европе. Удивительно, но в этом здании, построенном в строгом монументальном стиле по проекту архитектора Классона, и сегодня находится телефонный узел.
После революции телефон был признан стратегически важным способом связи. Количество абонентов росло, строились первые автоматические АТС. В 1935-м была завершена телефонизация всех линий метро. К 1941 году в городе было установлено 2775 телефонов-автоматов, позвонить домой, на работу или по деловому вопросу мог любой москвич. После войны развитие продолжилось: в 1953-м Мосгорисполком запретил прием в эксплуатацию новых домов без наличия телефонных вводов, и теперь в каждой новостройке была возможность устанавливать домашние телефоны, хотя, конечно, количество абонентских точек и было жестко ограничено.
На привычную семизначную нумерацию телефонов Москва перешла в 1968 году.
В 1985-м в одной из московских квартир установлен трехмиллионный телефонный аппарат, а началу 1990-х телефонизация охватила большинство московских семей: на каждые 100 московских семей приходилось 97,7 телефона.
Месячная абонентская плата за телефон в советское время составляла два рубля 50 копеек, для оплаты нужно было заполнить квитанцию и сходить на почту. Междугородний звонок стоил уже 15 копеек за минуту, за каждый из них приходила отдельная квитанция, которые иногда терялись.
Сегодня оплатить стационарный телефон намного проще, и делается это всего в несколько кликов. В разделе «Услуги» портала mos.ru нужно выбрать подраздел «Жилье, ЖКУ, двор», а затем — вкладку «Проверка и пополнение баланса домашнего телефона». Только в этом году москвичи воспользовались онлайн-услугой более 230 тысяч раз.
Большинство госуслуг москвичи могут получить в электронном виде: от записи ребенка в первый класс, прикрепления к поликлинике и оплаты коммунальных услуг до получения разрешения на строительство, лицензирования фармацевтической деятельности и выдачи удостоверений водителям самоходной техники. Самыми популярными в 2017 году оказались сервисы «Электронный дневник», «Запись на прием к врачу», «Поиск и оплата штрафов ГИБДД», «Прием показаний приборов учета воды» и «Запись в детский сад».