11 октября 2020
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!

Что такое энергосервис и как он помогает москвичам экономить на отоплении

Специальное оборудование поддерживает комфортную температуру в квартирах и помогает сократить коммунальные платежи.

Экономия ресурсов, которая позволит к тому же уменьшить сумму в платежке, — не мечта, а ближайшее будущее многих жителей Москвы. Все благодаря энергосервисным договорам, которые заключают жильцы многоэтажек. Кто и как может оформить такой договор и какую сумму он поможет сэкономить — в материале mos.ru.

Что такое погодное регулирование?

В многоквартирном доме 2004 года постройки рядом со станцией метро «Люблино» в прошлом году энергосервисная компания — ООО «Энергосбережение» — установила автоматический узел управления погодного регулирования. Оборудование находится в подвале и выглядит как сплетение серебристых труб, врезанных в систему существующих коммуникаций. Устройство помогает регулировать температуру батарей в квартирах — в зависимости от погодных условий.

«В начале и в конце отопительного сезона температура воздуха часто меняется от плюса к минусу и наоборот. Но при централизованном теплоснабжении система отопления инерционна, и ресурсоснабжающая организация вынуждена подавать теплоноситель в течение суток по утвержденному графику, исходя из возможной минимальной температуры воздуха. При резком потеплении в течение суток возникает эффект перетопа (фактическая температура подаваемого теплоносителя выше параметров температурного графика). В этом случае температура в квартире может достигать 28 и более градусов, жильцы вынуждены открывать окна. Установленное оборудование помогает не допустить этого и снизить температуру в квартирах до 22–24 градусов (это температура комфорта). При этом экономится до 30 процентов тепла», — поясняет начальник отдела развития энергосервисной деятельности ГКУ «Энергетика» Василий Богданов.

Система работает следующим образом. Датчик, измеряющий температуру, размещается снаружи дома. Обычно его устанавливают на северной стороне здания, в тени. Как только он фиксирует, что воздух на улице прогрелся до определенной отметки, он передает сигнал оборудованию в подвале. После этого запорно-регулирующий клапан приостанавливает подачу теплоносителя в дом. То есть вода будет циркулировать по трубам внутри здания по кругу, пока ее температура не упадет до определенной отметки. Этот показатель зафиксирует уже другой датчик, и тогда насос включится вновь и в здание будет подаваться теплоноситель из сети. Все это помогает избежать знакомой многим проблемы: когда во время оттепели или бабьего лета приходится открывать нараспашку окна, потому что в квартире душно из-за горячих батарей. Это не только неудобно, но и крайне неэкономично.

Система работает в автоматическом режиме, но под контролем диспетчера. Специалисты настраивают оборудование в начале отопительного сезона и приходят по заявке, если есть жалобы от управляющей компании или жильцов. В случае какой-то неисправности система автоматически передаст сигнал диспетчеру и он направит на место ремонтную бригаду.

Установка энергосберегающего оборудования занимает всего несколько часов и не доставляет жителям никаких неудобств. Поломка тоже ничем не грозит: здание продолжит отапливаться по старой схеме, а ремонтная бригада в кратчайшие сроки восстановит работоспособность оборудования.

Экономить можно не только на отоплении. Еще одно востребованное направление — модернизация освещения в подъездах. Во многих домах установлены светильники с лампами накаливания или люминесцентными лампами мощностью от 12 до 100 Вт. Энергосервисная компания (инвестор) заключает договор с управляющей организацией и за свой счет устанавливает светодиодные лампы, потребляющие 5–10 Вт, но качество освещения при этом гораздо выше. Такая замена светильников позволяет снизить плату, а сэкономленные деньги управляющая организация может направить на ремонт и содержание дома.

Что такое энергосервис

Энергосервис — это комплекс мер по проведению энергосберегающих мероприятий в зданиях или на объектах. Цель этих работ — снижение затрат заказчика на энергоресурсы при сохранении условий, когда в здании комфортно находиться. Для России это направление достаточно новое как для потребителей, так и для поставщиков услуг.

Энергосервисом в столице занимаются частные компании. Государственное казенное учреждение «Энергетика», находящееся в ведении городского Департамента жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивает развитие и контроль в этой сфере, способствует внедрению энергосберегающих технологий в Москве. Учреждение помогает наладить сотрудничество частных энергосервисных фирм с префектурами, управляющими компаниями и непосредственно горожанами. Для этого создана горячая линия, специалисты которой готовы ответить на все вопросы по энергосбережению. Получить консультацию можно в рабочие дни с 09:00 до 18:00 по телефону: +7 (495) 694-20-82.

Недавно ГКУ «Энергетика» получило статус регионального центра энергосбережения города Москвы. Это дает учреждению возможность формировать нормативную базу, готовить изменения в столичное законодательство об энергосбережении, способствовать повышению энергоэффективности, создавать типовые формы энергосервисных договоров, контролировать исполнение этих договоров, консультировать горожан.

Сейчас сотрудничество идет, как правило, через префектуры. Районные власти при поддержке и совместно с ГКУ «Энергетика» и управляющими организациями проводят встречи москвичей с представителями энергосервисных компаний. Но возможен и обратный процесс. Инициативные жильцы сами обращаются в ГКУ «Энергетика» с просьбой найти для них инвестора и заключить энергосервисный договор.

В чем выгода жителей

Для установки в доме энергосберегающего оборудования договор должны подписать не менее двух третей собственников жилья. В случае положительного решения управляющая компания подписывает договор с инвестором, в котором ГКУ «Энергетика» выступает третьей стороной.

«С 2013 по 2020 год энергосервисные договоры по модернизации освещения заключили 988 многоквартирных домов, по установке энергоэффективного оборудования для отопления — 1573 дома, — рассказывает директор ГКУ «Энергетика» Владимир Титов. — За счет установки энергосберегающего оборудования в этих домах уже сэкономлено энергоресурсов на один миллиард 800 миллионов рублей».

Энергосервисная компания (инвестор) обязательно разрабатывает проект и согласовывает его с ресурсоснабжающей компанией — МОЭК. После этого инвестор закупает, монтирует и обслуживает оборудование в доме за свой счет. В течение определенного времени, согласованного с жителями на собрании (как правило, это шесть лет), компания окупает свои вложения. При этом у жильцов дома в зависимости от площади квартиры снижается плата за отопление.

ГКУ «Энергетика» контролирует процесс достижения экономии, сверяя соответствующие акты. Если в какие-то месяцы экономия не достигнута, инвестор не получает прибыли.

После окончания действия контракта оборудование переходит в собственность жителей дома. Все сэкономленные средства, за исключением оплаты за эксплуатацию — это 10–20 процентов, — остаются у жильцов. Срок службы энергосберегающего оборудования составляет не менее 15 лет.

На модернизации освещения в подъездах можно экономить не менее 50 процентов от обычной стоимости.

Перспективы на 10 лет

В ЮАО реализовали пилотный проект: с 2018 года здесь заключили более 450 энергосервисных договоров по тепловой энергии. Программа действует во всех округах. В ТиНАО из-за большого количества частных домов и Зеленограде из-за технических особенностей системы теплоснабжения энергосервис развивается менее динамично.

Энергосберегающее оборудование можно установить как в многоподъездных, так и в небольших домах, время постройки здания тоже не важно. Это может быть дом как 1960-х, так и 2000-х годов, имеющий элеваторные узлы — важный элемент системы отопления, позволяющий снизить температуру поступающего с ТЭЦ теплоносителя до оптимального уровня. Проект не актуален для новостроек и зданий, построенных по программе реновации, в которых уже устанавливается энергоэффективное оборудование.

«В Москве порядка 34 тысяч многоквартирных домов. Пока энергосервисные договоры охватывают чуть более восьми процентов от них. Конечно, по техническим причинам не в каждом доме можно установить энергоэффективное оборудование. Я полагаю, что примерно в 20–25 процентах домов можно выполнить мероприятия по энергосбережению», — говорит Владимир Титов.

Для продвижения идей энергосбережения на сайте ГКУ «Энергетика» или на отдельном портале появится раздел, в котором каждый житель дома, заключивший энергосервисный договор, сможет увидеть копию этого договора, акты достижения экономии и прочие документы, рассказывающие о динамике достижения экономии.

«Мы хотим сделать систему открытой, понятной, чтобы все жильцы могли увидеть все данные онлайн. Я думаю, что до 2025 года программу по энергосервису в многоквартирных домах возможно выполнить, если нам удастся реализовать все намеченные планы. Также у нас есть более 11 тысяч зданий бюджетной сферы. По предварительной оценке, порядка половины из них могут перейти на энергосберегающие технологии. Это реально сделать до 2030 года», — заключает Владимир Титов.

Новости Москвы 11 октября 2020
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!
Информационный вестник АО «МОСГАЗ»
Памятка
Как отличить сотрудника МОСГАЗа от мошенника

Контактная информация

Телефон Пресс-службы:
8 (495) 660-60-88
Только для запросов СМИ:
press@mos-gaz.ru
По остальным запросам:
info@mos-gaz.ru
Следите за обновлениями
Информационный вестник АО «МОСГАЗ»
Памятка
Как отличить сотрудника МОСГАЗа от мошенника

Контактная информация

Телефон Пресс-службы:
8 (495) 660-60-88
Только для запросов СМИ:
press@mos-gaz.ru
По остальным запросам:
info@mos-gaz.ru
Следите за обновлениями
Запах газа?
Звони — 104
Call-center
105120 Москва, Мрузовский переулок, дом 11, строение 1

© АО «МОСГАЗ», 2024. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Разработка и поддержка — Upriver

#str#