Запах газа?
звони
звони
104
Контакты
Горячая линия
Электронная почта
Когда появился первый водосток, чем столичная водосточная сеть отличалась от европейских и зачем Мосводостоку нужен свой флот — в материале mos.ru.
Дождевая вода с улиц города не всегда уходила в развитую сеть водостоков и проходила тщательную очистку. Городские реки часто загрязнялись сточным мусором, а при обильных осадках попросту затапливали прибрежные районы. Сейчас такое даже сложно представить, ведь в Москве одно из самых развитых водосточных хозяйств в мире. За него отвечает ГУП «Мосводосток», которому на этой неделе исполнилось 30 лет.
«Система водоотведения поверхностных стоков Москвы — одна из крупнейших и наиболее сложных в мире. Это более восьми тысяч километров подземных коллекторов и труб различного диаметра, гидротехнические и очистные сооружения, многочисленные реки и водоемы, включая Москву-реку и Яузу — главные водные артерии российской столицы. Все это обслуживают и развивают специалисты ГУП “Мосводосток”, реализуя масштабные проекты по модернизации сетей, реконструкции городских прудов, созданию нового эстетического облика динамично развивающегося мегаполиса», — отметил заместитель Мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков.
Когда появился первый водосток, из чего делали подземные трубы для дождевой воды и талого снега и зачем Мосводостоку нужен свой флот и водолазы? Рассказываем о самых интересных фактах из истории водосточного хозяйства столицы.
В Москве прототипы современной водосточной сети обустраивали еще во времена Древней Руси. Первый известный водосток появился в 1367 году в период правления Дмитрия Донского. Тогда вокруг Кремля только построили первые каменные стены с башнями, а из центральной части крепости проложили водосточную трубу длиной около 200 метров. Она шла по бывшему рву Ивана Калиты к Москве-реке. Стоявшую здесь церковь так и прозвали — что на Трубе.
Трубы для спуска воды от дождей и таяния снега укладывали и при устройстве Китай-города и Белого города, их размещали под стенами построек. А в XVI веке уже были предусмотрены трубы для отведения сточных вод из монастырских кухонь, пивоварен, квасоварен, из бань и отовсюду, где был большой расход воды.
Информация о трубе, по которой могли стекать осадки, упоминается в документах 1657 года.
В XVII веке водостоки совершенствовались, это было связано с мощением улиц. Зачастую талая и дождевая вода стекала в ближайший овраг или русло реки по отдельным открытым каналам. Если трубы все же запускали под землю, то их делали из дерева, камня, кирпича и керамики. В это же время берега московских речек и ручьев начали укреплять деревом и камнем.
Кроме того, тогда в Кремле появились решетки для снегосброса. Это был упрощенный аналог современных снегосплавных пунктов на магистральных канализационных коллекторах. На них снежная масса топится за счет температуры сточной воды. Из Кремля вода уходила в Неглинную, сейчас это самая известная подземная река столицы. В то время ее еще не заключили в коллектор.
Развитию водосточной системы в Москве способствовало строительство Мытищинского водопровода. Параллельно с водопроводом стали делать открытые водостоки и подземные каналы для отведения осадков и грунтовых вод. Зачастую их прокладывали в крепостях, чтобы сберечь пороховые погреба от сырости. Специалистам того времени удалось соорудить крупные подземные водосточные каналы — Самотечный и Неглинный — для отвода поверхностных стоков. Тогда же впервые были проложены чугунные водосточные трубы вместо деревянных, а на каналах появились грубые фильтры и песколовки, чтобы очищать выбросы в реки.
Московская канализация была устроена по раздельному принципу, в отличие от канализации Парижа, Рима, Антверпена, Вены и других европейских городов. Власти Москвы боролись с загрязнением, антисанитарией и эпидемиями, поэтому решили отводить сточные бытовые воды на поля орошения отдельно от поверхностного стока. Дождевая вода уходила в природные водоемы без предварительной очистки через коллекторы Неглинной и других малых рек. Такая система позволила не увеличивать нагрузку на канализационные каналы и очистные сооружения во время ливней.
С 1938 по 1941 год практически все небольшие реки и ручьи в центральной части города заключили в подземные трубы. С этого момента начинается история современных коллекторов. Хотя и раньше предпринимались попытки убрать реки под землю. Так, после пожара 1812 года хотели полностью увести под землю реку Неглинную. Часть реки от Самотечной улицы и до ее устья заключили в трубу, трехкилометровый кирпичный свод. Берега бывшего канала превратились в Неглинную улицу. Однако труба была сделана некачественно, поэтому река продолжала затапливать окрестные территории после сильных дождей.
Продолжалось это и в XX веке. Река выходила из берегов и затапливала Москву от стен Кремля до Самотечной улицы. Решили проблему только в 1970-х годах. Тогда построили новый дублирующий коллектор подземной реки от улицы Дурова до гостиницы «Метрополь».
Ее обслуживает, ремонтирует, реконструирует, проектирует и строит ГУП «Мосводосток». Также предприятие отвечает за очистные и гидротехнические сооружения, снегосплавные пункты, контролирует качество поверхностных стоков и обеспечивает чистоту городских водоемов.
Специалисты Мосводостока отвечают за 250 прудов, в том числе Царицынские, Чистые, Патриаршие и Новодевичьи, почти 195 километров открытых русел малых рек и ручьев, 67 километров акватории Москвы-реки. Ежегодно водоемы очищают от ила, также укрепляют береговую линию, устраивают водоупорный слой на дне прудов, высаживают водные растения и обеспечивают обитателям водоемов условия для жизни.
Водолазная служба Мосводостока появилась в 2014 году. Специалисты обследуют коллекторы подземных рек, очищают русла рек и дно прудов от ила и мусора. Зачастую под водой находят автомобильные покрышки, но попадаются и необычные вещи, например холодильники, сейфы, фонарные столбы и даже машины.
Водолазы работают круглый год. К их квалификации предъявляют высокие требования. Специалисты под водой проводят сложнейшие работы с различной техникой, чтобы, например, выполнить кислородную резку арматурных конструкций.
А технический флот Мосводостока занимается сбором плавающего мусора с поверхности воды. Кроме того, на 18 самоходных и 12 несамоходных судах специалисты ликвидируют масляные пятна на воде и убирают иловый осадок со дна в местах водовыпусков на Москве-реке. Флот работает даже зимой — на двух судах ледокольного типа, которые могут двигаться по льду толщиной до 20 сантиметров.
С 2010 года в столице построили и реконструировали более 300 километров сетей отведения поверхностных осадков. Также на 98 процентов сокращено количество мест скопления воды на территории города, а эффективность очистки сточной воды на новых сооружениях глубокой очистки увеличена до 99 процентов. Специалисты собрали около 18 тысяч тонн плавающего мусора и направили на переработку 3700 тысяч тонн осадка из водоемов.