Запах газа?
звони
звони
104
Контакты
Горячая линия
Электронная почта
О том, кто ухаживает за памятниками, фонтанами и подземными переходами, следит за порядком в тоннелях, обслуживает мосты, причалы и набережные, — в материале mos.ru.
Без преувеличения можно сказать, что Москва — один из самых красивых городов Европы, привлекательный для туризма и комфортный для жизни. За тем, чтобы сделать столицу такой, стоит огромная работа, часть из которой иногда остается невидимой. Кто отвечает за чистоту и исправность фонтанов летом и готовит их к новому сезону зимой, ухаживает за памятниками, которые считаются визитными карточками Москвы, следит за безопасностью в автомобильных тоннелях и подземных переходах?
«Одно из старейших предприятий городского хозяйства столицы — ГБУ “Гормост” — сегодня содержит более двух тысяч важнейших объектов инженерной инфраструктуры города. Пятитысячный коллектив учреждения следит за чистотой столичных набережных, причалов и памятников, поддерживает исправную работу фонтанов и систем жизнеобеспечения транспортных тоннелей, проводит капитальный и текущий ремонт дорожно-мостовых сооружений. За последние 10 лет каждый объект мостового хозяйства столицы прошел различные виды ремонта, что позволило продлить срок эксплуатации и создать более комфортные условия для движения водителей и пешеходов», — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков.
В день рождения ГБУ «Гормост» его работники рассказали mos.ru, чем занимаются подразделения, и объяснили, могут ли на мостах появляться ожоги, зачем альпинистам забираться на фонтаны и памятники и почему для сотрудников сферы ЖКХ так важны искренние слова благодарности.
86 лет назад, в ноябре 1935 года, в Москве заработал трест по строительству мостов и набережных. Спустя некоторое время он уже занимался обслуживанием всех речных переправ столицы, а фронт работ расширялся с каждым годом. В августе 2011-го предприятие преобразовали в ГБУ «Гормост». На его балансе находится свыше двух тысяч объектов по всей Москве.
Как легко понять из названия, один из важнейших участков работы предприятия — столичные мосты, вернее, если говорить официально, мостовые сооружения. К ним относятся не только большие мосты через реки, но и эстакады, путепроводы и пешеходные мосты. В ведении ГБУ «Гормост» 911 мостовых сооружений, в их числе непосредственно 261 мост, а также 271 эстакада и 379 путепроводов.
Дорожный рабочий третьего разряда Сергей Бирюков следит за чистотой и порядком на пяти мостах — парящем в парке «Зарядье», Большом Москворецком, Малом Москворецком, Чугунном и Садовническом. Летом он промывает лестничные сходы, тротуары и убирает мусор, зимой чистит снег. Сергей Бирюков трудится здесь с 2008 года, а в столицу приехал из Тверской области, где работал столяром-плотником на небольшом предприятии.
«В Гормосте работали человек десять моих земляков, через них я и попал на эту службу. С тех пор многое поменялось, они давным-давно уехали, а я остался», — рассказывает Сергей Бирюков.
Принять такое решение, по его словам, было несложно. Работа на крупном городском предприятии привлекает финансовой стабильностью. Кроме того, говорит дорожный рабочий, всегда приятно видеть, как город становится чище и красивее.
«Самому радостно, когда все ухожено. Видишь, как гуляют москвичи или приезжие, и слышишь, как они между собой разговаривают: “Как же в Москве чисто!”», — делится наблюдениями Сергей Бирюков.
Порой дорожный рабочий может услышать и личные слова благодарности. Такое иногда случается на парящем мосту, где всегда много людей. «Подходят, когда моешь стекла, и говорят: “Спасибо!”. Это не так часто бывает, честно говоря, но тем ценнее услышать добрые слова от чистого сердца», — отмечает Сергей Бирюков.
Впрочем, есть у дорожного рабочего и большой источник беспокойства — вандалы, которые с помощью баллончиков с краской или маркеров делают надписи и рисунки. «Пишут где угодно — на столбах, гранитных стенах, лестницах, тротуаре. Наносят большой ущерб городу и мне доставляют много хлопот. Приходится вызывать пескоструйную машину», — говорит рабочий.
Удалить надписи и рисунки с помощью пескоструйной обработки можно только с грубых каменных поверхностей облицовочных камней, которые встречаются на мостах или набережных. А для гладких гранитных поверхностей, кафельной плитки, пластика и стекла нужны специальные моющие средства. Порой на поверхности могут оставаться разводы, помутнения и так называемые ожоги.
В Москве насчитывается около 600 фонтанов, за работу почти сотни из них ответственность несет ГБУ «Гормост». В числе самых известных — фонтанный комплекс «Годы войны» в парке Победы на Поклонной горе, «Дружба народов», «Каменный цветок» и «Золотой колос» на ВДНХ, комплекс фонтанов на Манежной площади, светомузыкальный фонтан в музее-заповеднике «Царицино».
Летом специалисты следят за работой насосов и подсветки, вовремя включают и выключают оборудование, занимаются ремонтом, а зимой — убирают чаши фонтанов и территорию вокруг, готовят инженерные коммуникации к новому сезону.
Исторические фонтаны ВДНХ, которые обслуживает ГБУ «Гормост», полностью отремонтировали и отреставрировали два года назад. Подобные работы провели впервые за 65 лет. А мастер участка «Гормост-Фонтаны» Игорь Михальков считает работу в этом проекте одним из своих самых больших достижений, за которое он испытывает профессиональную гордость. «Лицевую строительную часть делали реставраторы, а за инженерную отвечал Гормост. И там мы каждую гаечку своими руками закрутили», — рассказывает мастер.
По его словам, работа стартовала, когда фонтаны ВДНХ работали на 30 процентов от своих возможностей. На «Дружбе народов» действовало три насоса из восьми, а на «Каменном цветке» — четыре насоса и один в резерве. Теперь для подачи воды там используется сразу 11 насосов.
Высота фонтана «Золотой колос» — 16 метров, а струи воды поднимаются на 25 метров. Это чуть ниже девятиэтажного дома. «Он стоит посередине пруда, поэтому там ни лесенку не поставить, ничего другого. Добраться можно только на веревках. Поэтому мы два года назад обучили людей на промышленных альпинистов, чтобы они как скалолазы забирались на “Золотой колос” и мыли его», — рассказывает Игорь Михальков.
Навыки альпинистов пригодятся и для очистки многометровых монументов, которые находятся в управлении ГБУ «Гормост». Именно верхолазы покоряют вершину памятника Петру I на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала. Альпинисты ежегодно смазывают подшипники флагштоков, чтобы металлические флаги могли свободно поворачиваться под действием ветра. Помощь специалистов также требуется, когда нужно почистить и подкрасить монумент в опасных высотных местах.
За ГБУ «Гормост» закреплены почти два десятка городских монументов, в том числе Триумфальная арка, скульптурная композиция фонтанного комплекса «Похищение Европы» и многие другие.
Один из самых сложных для ухода памятников— монумент Победы на Поклонной горе, верхняя точка которого достигает отметки 141,8 метра. Каждую весну специалисты ГБУ «Гормост» промывают памятник, чтобы подготовить его ко Дню Победы. Для этого требуется около 20 кубометров воды, пять литров моющего средства, два автогидроподъемника, две поливомоечные машины и труд 20 человек в течение 12 часов.
На балансе ГБУ «Гормост» — более сотни набережных вдоль Москвы-реки, Яузы и Водоотводного канала. Специалисты предприятия отвечают также за городские причалы, включая места стоянки судов на Северном речном вокзале.
«Часть из них предназначена для швартовки круизного флота, остальные — для прогулочных судов», — рассказывает Дмитрий Цыганаш, ведущий инженер отдела по управлению причалами Северного речного вокзала.
Как устроена эта работа, он знает досконально. Перед тем как стать инженером и возглавить в 2018 году многочисленный отдел, он три года был бригадиром береговых рабочих. Именно эти специалисты принимают швартовы, заправляют суда питьевой водой, подключают к энергоснабжению, вывозят мусор и убирают территорию. Параллельно с работой Дмитрий Цыганаш учился в Московской государственной академии водного транспорта, где получил диплом по специальности «техник-судоводитель».
«Я курирую работу большого штата сантехников, электриков и береговых рабочих, а также диспетчеров движения и комплексного обслуживания флота», — рассказывает ведущий инженер.
Чтобы речные круизные лайнеры и прогулочные теплоходы могли швартоваться, нужна большая круглосуточная работа, для кого-то невидимая. Один из самых ответственных этапов — начало навигации. «Весной тральщик проверяет глубины в Химкинском водохранилище. Навигация начинается только после того, как мы убеждаемся, что у нас есть нужные глубины и мы можем принимать теплоходы к стенке причала», — объясняет Дмитрий Цыганаш.
Годом ранее ГБУ «Гормост» провел масштабную реконструкцию 17 причалов речной гавани. Специалисты обновили техническое оснащение и коммуникации. Появилась система электро- и водоснабжения судов, налажена работа диспетчерской службы.
Капитальный ремонт — еще одно направление деятельности ГБУ «Гормост».
За последние три года работы предприятие провело масштабную реконструкцию Большого Москворецкого и Большого Каменного моста. Их, можно сказать, пересобрали заново, при этом инженерные сооружения были открыты для пешеходов и автомобилистов.
К нуждам пешеходов и автомобилистов внимание приковано и в диспетчерских пунктах ГБУ «Гормост». В их ведении находится около 400 городских объектов, включая транспортные тоннели, подземные пешеходные переходы, причалы и лифты. Следить за обстановкой в режиме реального времени помогает городская система видеонаблюдения.
«Мы отвечаем за жизнь и здоровье людей. Первоочередная задача — безопасность дорожного движения. Чем быстрее мы среагируем, тем быстрее опасная ситуация будет устранена», — рассказывает начальник смены диспетчерского пункта на Соколе «Гормост-Север» Михаил Бесчастнов.
Подразделение, которое он возглавляет с начала 2016 года, наблюдает за ситуацией в Алабяно-Балтийском, Волоколамском, Ленинградском, Михалковском, Ходынском тоннелях, а также на некоторых городских мостах и эстакадах.
«Всякое бывает — от незначительных поломок до серьезных аварий. Сразу же передаем информацию в ГИБДД, также направляем свою дежурную машину с инженером и электромонтером. Специалисты готовы помочь водителям в любой ситуации. Главное — внимание и максимально оперативная реакция в те моменты, когда что-то случается. Без постоянной концентрации внимания наша работа невозможна», — добавляет Михаил Бесчастнов.
Впрочем, считает он, в работе диспетчеров ничего сложного нет. Однако иронично добавляет, что наблюдать ситуацию приходится сразу на 300 мониторах. Видеостена, на которой они смонтированы, занимает два этажа в диспетчерском центре. Кроме нее в просторном зале работает множество компьютеров, куда поступают данные с датчиков.