Запах газа?
звони
звони
104
Контакты
Горячая линия
Электронная почта
Наверное, в этих словах, вынесенных в заголовок, и кроется секрет человеческого и творческого долголетия народного артиста СССР, ветерана Великой Отечественной войны, легендарного актера театра и кино Владимира ЗЕЛЬДИНА, которому пошел уже сто первый год жизни. Воочию увидеть и услышать такого великого артиста — счастье, и это счастье недавно предоставил нам генеральный директор
Владимир Зельдин — настоящая легенда российского, да и мирового театра и кино. Не случайно же его имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса: Зельдин — единственный в мире артист, регулярно выходящий на сцену в столь почтенном возрасте. Владимир Зельдин — лауреат Государственной премии СССР, лауреат премии «Кинотавр» в номинации «Премия президентского совета за творческую карьеру», академик Российской академии кинематографических искусств НИКА. Актер снялся в нескольких десятках картин, среди которых такие, без преувеличения, культовые советские ленты, как «Свинарка и пастух», «Сказание о земле Сибирской», «Карнавальная ночь», «Десять негритят», «Последняя осень» и другие не менее известные и любимые нами фильмы. Разумеется, зритель знает Зельдина и как блистательного учителя танцев из одноименного фильма и спектакля, — а этот спектакль в Театре Российской Армии идет уже не один десяток лет, и сегодня столетний Владимир Зельдин выходит на сцену в роли учителя танцев, и поет, и танцует!..
— Стены Мосгаза давно стали родными для Владимира Михайловича, — сказала, открывая вечер, коллега Владимира Зельдина по Театру Российской Армии, народная артистка России Ольга Богданова. — Мы благодарны генеральному директору Мосгаза Гасану Гасангаджиеву за приглашение, очень дорожим дружбой с московскими газотранспортниками и, признаюсь, готовы встречаться с этими людьми хоть каждый день.
Зрители стоя, бурными аплодисментами приветствовали вышедшего на сцену Владимира Зельдина. Владимир Михайлович, как всегда бодрый и подтянутый, в стильном костюме, признался, что долго готовился к этой встрече и очень ее ждал.
— В первую очередь я хотел бы поздравить всех ветеранов с приближающейся годовщиной Победы, — сказал Владимир Михайлович. — Это наша Победа, и никто ее у нас не отнимет, она завоевана нашими людьми с большой буквы — Советским Народом!
Актер рассказал о годах войны, когда он с театральной труппой с большим успехом выступал на фронте перед солдатами, поддерживая их боевой дух. И, конечно, поделился воспоминаниями о том, как ему предложили первую «звездную» роль — Мусаиба Гатуева в фильме «Свинарка и пастух».
— Эта роль не только сделала меня знаменитым, но и сохранила мне жизнь, — рассказал актер. — Съемки фильма начались незадолго до начала войны, о которой наша группа узнала, когда снимали натуру на Северном Кавказе. Все мы срочно вернулись в Москву. О продолжении съемок никто и не думал, и меня, и многих моих друзей уже ждали повестки на фронт. Но через три дня «сверху» поступил звонок — «Владимиру Зельдину срочно вернуться в распоряжение кинокомитета, съемки фильма возобновлены». Потом мы узнали, что это был приказ Верховного Главнокомандующего Сталина, который посчитал, что такой фильм нужен для поднятия духа наших людей и на фронте, и в тылу.
Фильм заканчивали в срочном порядке. В этой музыкальной комедии нет ни намека на войну, хотя в то время немцы уже стояли под Москвой. Фильм вышел на экраны в осажденной Москве 7 ноября 1941 года. И были люди, которые говорили, что фильм этот «не к месту и не ко времени», — мол, страна воюет, какие тут могут быть музыкальные комедии… Но картина, как будто вернувшая людей к мирной жизни, имела оглушительный успех.
Актер поделился воспоминаниями о своих работах в таких легендарных фильмах, как «Учитель танцев»,
На протяжении всего вечера Владимир Михайлович читал стихи, играл отрывки из своих спектаклей, делился воспоминаниями, много пел.
— Я никогда не пою под фонограмму, — сказал актер. — Петь надо только «вживую», ведь каждое исполнение должно быть наполнено душой артиста, а душу в фонограмму не втиснешь…
Похоже, вся жизнь Владимира Михайловича полна рекордных цифр. Семьдесят лет он предан одному театру — Красной, потом Советской, а сейчас Российской Армии. И пятьдесят лет рядом с ним его супруга Иветта Капралова.
В свои сто лет Владимир Зельдин задействован в трех спектаклях в родном театре Российской Армии — в том числе в специально поставленном для него к
А ведь могло и не быть этой долгой и такой интересной жизни.
— Когда мне было восемь лет, я купался в Оке, и ко мне совсем близко подплыл пароход, меня начало затягивать в бурлящий поток, но я с огромными усилиями выплыл, — вспоминает Владимир Михайлович. — В девять лет я заболел дифтеритом, тогда это была смертельная болезнь, ведь в то время еще не изобрели антибиотики. Пришел доктор и трубочкой из горла отсосал гнойную пленку, которая должна была меня задушить, и я опять остался жить. В 1937 году нас чудом не тронули — моего дядю и его семью расстреляли, а нашу семью не арестовали, и я до сих пор не знаю, как такое могло случиться. В 1941 году меня мобилизовали на фронт, но великий режиссер Иван Пырьев, которому было приказано заканчивать картину во время войны, спас меня — нам дали освобождение до конца года, и я остался жив… Кстати, долгожителей среди моих родных не было — папа умер в 53 года, мама — в 47 лет, а я вот почти прожил и живу две их жизни. Наверное, если Бог хранит меня, значит, я еще не все сделал…
Когда мастер закончил выступление, в зале продолжительное время стояла полная тишина, и только спустя несколько минут публика стоя рукоплескала великому артисту, многие смахивали слезы…
Григорий САРКИСОВ