Запах газа?
звони
звони
104
Контакты
Горячая линия
Электронная почта
Кто стоит за спинами пилотов санитарной и пожарной авиации, о чем должен знать пилот и летают ли вертолеты по ночам — в нашем материале.
В ситуациях, когда счет идет на минуты, на помощь людям приходят специалисты Московского авиационного центра. Именно их вертолеты первыми прибывают на место ДТП, пожаров и могут экстренно оказать помощь. Центр обеспечивает безопасность в столице уже 20 лет.
Главная задача врачей — оказать медицинскую помощь, а пилотов — эвакуировать пострадавших. За спинами специалистов воздушной службы столицы всегда стоят авиадиспетчеры, от опыта и внимательности которых зависит эффективность работы экипажей винтокрылых машин. На этой неделе специалисты, чья работа зачастую не видна горожанам, отмечали Международный день авиадиспетчера. Они раскрыли mos.ru некоторые секреты своей непростой службы.
В распоряжении Московского авиационного центра (МАЦ) 11 вертолетов, среди которых есть санитарные и пожарные. Воздушный флот базируется на аэродроме Остафьево. Машины ежедневно отправляются на дежурства. Вертолетные площадки есть при городских клинических больницах: Московском многопрофильном клиническом центре (ММКЦ) «Коммунарка», городской клинической больнице (ГКБ) № 15 имени О.М. Филатова, ГКБ имени С.С. Юдина, ГКБ имени А.К. Ерамишанцева и Научно-исследовательском институте неотложной детской хирургии и травматологии, а также на 35-м километре МКАД. Все площадки при больницах оборудованы диспетчерскими пунктами.
В штате авиацентра больше 400 человек, среди них пилоты, спасатели, инженеры и, конечно, авиадиспетчеры, их в МАЦ 26. Ежегодно пилоты центра совершают более 350 экстренных вылетов. Специалисты готовы прибыть на место происшествия в любое время дня и ночи, а до цели назначения добираются в среднем за 10–15 минут. Спасатели вылетают на помощь людям даже в дождь или снегопад, а приземлиться могут в автобусном кармане посреди города. Безопасность полетов с земли помогают обеспечить профессиональные и внимательные авиадиспетчеры. Без них невозможно организовать слаженную работу МАЦ.
Старший диспетчер смены Московского авиацентра Александр Егер обеспечивает план полетов вертолетов и контролирует его выполнение. В авиации он человек более чем опытный: пошел по стопам своих отца и дедушки, первоклассных летчиков, и 26 лет бороздил небесные просторы на тяжеловесном самолете АН-26.
После завершения карьеры пилота Александр Егер откликнулся на вакансию диспетчера Московского авиацентра. Летный опыт помог ему с легкостью пройти собеседование и курсы подготовки. И почти 10 лет он руководит полетами в столичном небе.
«Когда приходит сообщение о возгорании, мы проводим мониторинг обстановки для сбора первичной информации, оцениваем характер и площадь горения, уточняем данные по оперативным каналам связи. Порой, не дожидаясь вызова авиации, полагаясь на факты и собственный опыт, принимаем решение о выезде нашей оперативной группы на место происшествия. А если пожару присвоен высокий ранг, отправляемся на помощь коллегам без промедления», — рассказал Александр Егер.
В профессиональные задачи диспетчера входит оперативное согласование маршрута полета, анализ погодных и воздушных условий, получение разрешения на полет от специализированных организаций. Все эти действия занимают у Александра Егера считаные минуты. Обмен данными с пилотами не останавливается, пока вертолет не вернется на базу после успешно выполненной задачи.
Методика взаимодействия авиации с наземными службами четко отработана. Так, если задействовано несколько машин, диспетчеру потребуется задать правильный интервал между их заходами на забор и сброс воды, чтобы воздушные суда могли не останавливаться и при этом не мешали друг другу.
Чтобы не потерять форму, Александр Егер иногда дежурит на вертолетных площадках при больницах и выезжает на происшествия. В его коллекции есть грамоты и благодарности за участие в ликвидации более десятка крупных пожаров в Москве и Московской области.
«Я понимаю, какую огромную и важную работу мы сделали. Счастлив быть частью большой команды — отлаженного механизма под названием “экстренные службы столицы”. Люблю свою профессию и авиацию!» — отметил диспетчер.
Диспетчер отдела полетно-информационного обслуживания Юрий Клочков пришел в Московский авиационный центр после многолетней службы в морской авиации. Опыт помог ему быстро освоиться сначала в роли пилота санитарного вертолета, а затем и в диспетчерском пункте. Юрий Клочков стоял у истоков столичной воздушной медслужбы.
«Когда учреждение только создавалось, у нас было несколько специальных вертолетных площадок, а большую часть мест для посадки мы определяли самостоятельно с воздуха. Помню первый вылет в Москву в темное время суток. Тогда это считалось крайне непростой работой, требующей особенного профессионализма, концентрации и подготовки. Сейчас это рядовая задача для любого пилота авиацентра», — поделился собеседник mos.ru.
Командир санитарного вертолета отвечает не только за судно, но и за медиков, пациентов, что особенно сложно в небе над миллионным городом. Юрий Клочков признается, что на диспетчере лежат не менее ответственные задачи. Он должен предоставить пилоту самую актуальную информацию о направлении и скорости ветра, давлении, состоянии и готовности вертолетной площадки, возможных препятствиях. Тогда маршрут воздушного судна будет максимально безопасным. Экипажу, вылетевшему к месту пожара, потребуются дополнительные сведения: место ближайшего водоема, точки сброса воды и другие важные данные.
В 2020 году Юрий Клочков был признан лучшим пилотом санавиации столицы на фестивале «Созвездие мужества». Работая на земле, он продолжает полеты, но уже в своих снах.