Запах газа?
звони
звони
104
Контакты
Горячая линия
Электронная почта
Сегодня Москва — один из главных мировых мегаполисов, в которых создана максимально комфортная среда для здоровья и жизни горожан. К услугам москвичей — экологичный транспорт, бесплатные спортивные площадки, благоустроенные парки, оснащенные новейшим оборудованием больницы и поликлиники. Этого удалось добиться благодаря продуманной транспортной политике, программам озеленения, обустройству городских пространств и применению инновационных технологий в здравоохранении.
Чистые улицы и свежий воздух, мало шума, в том числе визуального, разнообразие тихих и спокойных мест, где можно отдохнуть и снизить уровень стресса, — все это важнейшие составляющие для сохранения здоровья в большом городе. Сегодня Москва — один из главных мировых мегаполисов, в которых создана комфортная для жизни среда. Этого удалось добиться благодаря новой транспортной политике, формированию удобных городских пространств, инновационным технологиям в здравоохранении и программам озеленения. К услугам горожан — экологичный транспорт, бесплатные спортивные площадки, благоустроенные парки, оснащенные новейшим оборудованием больницы и поликлиники. В планах Москвы — продолжать изобретать и внедрять все новые решения, которые сделают город еще более экологичным и удобным.
Сильнее всего на качество воздуха в мегаполисах влияет транспорт — на его долю приходится свыше 90 процентов общего объема выбросов. Проблему загазованности и присутствия в атмосфере вредных частиц Москва решает системно. Именно столица первой в России запретила продажу топлива ниже стандарта «Евро-5» и установила жесткие требования в отношении коммунальной техники, используемой в городском хозяйстве. Кроме того, в Москве изменились правила проезда грузового транспорта: в 2014 году в качестве эксперимента создали так называемый грузовой каркас на востоке столицы, затем его распространили на остальные округа. Сегодня он действует по всей столице внутри МКАД.
Грузовой каркас разделяет районы на две зоны: ту, где большегрузам при наличии подтверждающих документов разрешается проезд (только для обслуживания предприятий и жителей), и жилую зону, куда большегрузы заезжать не могут. Благодаря этому в зонах жилой застройки стало меньше шума и грязи, а за первый год после введения грузового каркаса число аварий с грузовым транспортом сократилось на 20–25 процентов. При этом доля грузового транспорта во всех округах равномерно снижается — от 32 до 42 процентов.
В столицу также запретили въезд всем транзитным большегрузам — перевели их на ЦКАД, трассы А-107 и А-108. Причем грузовики свыше 3,5 тонны могут передвигаться в пределах МКАД только при наличии регистрации в системе РНИС и пропуска. Это тоже положительно повлияло на экологию города.
С дорог исчезли чадящие автобусы и маршрутки: весь московский автопарк перешел на двигатели стандарта «Евро-4» и выше. Сегодня улицы завоевывает экологичный вид транспорта — электробусы. Замена одного автобуса электрическим уменьшает выбросы углекислого газа более чем на 60 тонн в год.
Широкая сеть электробусных маршрутов и масштабное строительство метро стали прямым вкладом в улучшение экологии города. Эта новая транспортная политика мотивирует москвичей отказываться от личных автомобилей. А скоростные магистрали с современными развязками уменьшают заторы и сокращают пробег машин. Это снижает число вредных выбросов на тысячи тонн. Кроме того, в столице активно развивается сеть велоинфраструктуры. Сегодня в городе доступно почти 600 километров велополос и велодорожек.
В развитии экологически чистого городского транспорта принимают участие предприниматели, жители Москвы и других регионов России. В 2021 году столица разместила на бирже первые в стране региональные зеленые облигации, средства от реализации которых были направлены на закупку электробусов, строительство и реконструкцию 21 станции и 48 километров путей Большой кольцевой линии метро. В 2023 году также появились зеленые облигации, доступные уже всем желающим, в том числе жителям без брокерского счета. Вырученные средства направили на обновление электробусного парка столицы.
Кроме того, в городе модернизируют промышленные предприятия. Большинство заводов перешли на экологические технологии. Новые системы очистки на производствах способны поглощать больше опасных веществ и меньше загрязнять воздух. Московская энергетика давно перестала использовать уголь даже в качестве резервного топлива. В результате с 2010 года вредные выбросы автотранспорта и промышленности в Москве сократились на 64 процента.
Не остаются без внимания и «легкие» столицы. Ежегодно в рамках различных программ озеленения высаживают деревья и кустарники. Они защищают москвичей от уличного шума и дорожной пыли, благотворно влияют на здоровье. Всего с 2011 года появилось более 13 миллионов новых зеленых насаждений. Например, на Тверскую улицу вернулись липовые аллеи, вырубленные в 1990-х, а на Садовое кольцо — исторические сады с грушами, яблонями и рябиной.
Сегодня Москва считается одним из самых зеленых мегаполисов мира. В ее границах находится 150 особо охраняемых природных территорий, на которых можно встретить редкие виды растений и животных, занесенные в Красную книгу. А почти 50 процентов площади города занимают парки, скверы и другие островки природы.
В мегаполисе бывает трудно избежать стресса, негативно сказывающегося на состоянии здоровья. Справиться с ним помогают эффективные городские решения.
В последние годы в столице создано множество комфортных пространств, в которых можно отдохнуть от городской суеты, расслабиться или заняться спортом. Для горожан созданы благоустроенные парки, уличные тренажеры, стадионы, спортивные площадки и детские игровые городки. Сегодня около 90 процентов жителей живут в шаговой доступности от парков, скверов и других озелененных территорий. Например, им можно почитать книгу в тени деревьев, помедитировать у воды или устроить пробежку. Всего за последние годы привели в порядок или создали более тысячи зеленых зон, обновили 42 набережные Москвы-реки и благоустроили в соответствии с единым стандартом свыше 24 тысяч дворов.
Заботится город и о том, чтобы защитить жителей от вредного воздействия шума. Для этого вдоль трасс устанавливают специальные экраны, которые закрывают дома от больших дорог. Внедряют системы мониторинга шума на строительных площадках. Московское небо уже больше 10 лет не прячется за паутиной проводов и рекламными растяжками.
Помощь в борьбе со стрессом и обретении душевного равновесия оказывается на высоком уровне. В этом году в столице открылись первые два центра ментального здоровья. Там работают высококвалифицированные и опытные специалисты Департамента здравоохранения города Москвы: врачи-психотерапевты и медицинские психологи, а также психологи столичного Департамента труда и социальной защиты населения. Они помогают москвичам преодолеть тревогу и избавиться от психосоматических расстройств.
Качественная окружающая среда позволяет беречь здоровье людей и обеспечивает долголетие. Средняя продолжительность жизни в Москве превысила 79 лет. И на этом город не останавливается, развивая медицину и внедряя передовые технологии для обретения и сохранения физического здоровья и эмоционального комфорта.
Многопрофильные стационары столицы переходят на новые стандарты медицинской помощи. Их цель — быстрое, доступное и эффективное лечение. В частности, внедрен новый стандарт экстренной помощи. Благодаря ему весь комплекс лечебно-диагностических процедур для пациентов, которым требуется срочная и неотложная помощь, проводится в кратчайшие сроки. Не более чем за два часа с момента поступления в стационар устанавливают диагноз и определяют методы лечения для 70 процентов пациентов.
В столице внедрен и новый стандарт онкопомощи, благодаря которому также удалось добиться сокращения времени постановки диагноза и повысить его точность. По новому онкостандарту все технологические и кадровые ресурсы сосредоточены на базе пяти якорных стационаров. В состав каждого из них входят патоморфологическая лаборатория и центры амбулаторной онкологической помощи. Это позволяет организовать на одной площадке полный цикл диагностики и лечения — от постановки точного диагноза до пожизненного диспансерного наблюдения.
Клиники оснащают высокотехнологичным оборудованием. За последние пять лет закуплено 50 тысяч единиц современной техники. Столько же планируется поставить к 2028 году. Быстрому и качественному взаимодействию с пациентами также помогают безбумажная среда, онлайн-доступ к медицинской документации, цифровые помощники врача и телемедицинские консилиумы. При этом город постепенно движется к важной цели — перейти к медицине сохранения здоровья.
Этому способствует не только профилактика и высокоточная диагностика, но и система социальной поддержки. Например, уникальный проект «Московское долголетие». За шесть лет работы в нем приняли участие свыше 570 тысяч москвичей. Они занимаются с профессиональными преподавателями на лучших городских площадках, в том числе в вузах, парках, музеях, спортивных комплексах и других пространствах. Кроме того, любой горожанин «серебряного» возраста может создать в центрах московского долголетия собственный клуб по интересам. Мероприятия проекта не только позволяют москвичам старшего поколения расширять круг интересов и быть социально активными, но и положительно влияют на здоровье.
Экологичность в Москве становится модным трендом. Сортировка мусора, выбор техники с высоким классом энергетической эффективности, предпочтение общественного транспорта личному — все это уже вполне обычная практика для многих горожан. Они также стараются следить за состоянием воздуха через сайт mosecom.mos.ru. В заботу об экологии вовлечено не только взрослое население, но и молодежь. Больше 16 тысяч школьников и студентов колледжей стали частью московского экодвижения и активно участвуют в волонтерских проектах.
К 2030 году в столице планируют повысить качество воздуха, увеличить вторичный оборот отходов, заменить все автомобили каршеринга электрическим транспортом и продолжить модернизацию производств и коммунальной инфраструктуры. Кроме того, усовершенствовать заботу о здоровье жителей. Например, продолжить комплексную модернизацию московских поликлиник. Сегодня в городе обновили уже более 200 зданий медицинских учреждений, а в ближайшие два года к ним добавится еще почти 140. Также планируется развивать роботическую хирургию и расширять сферы использования цифровых помощников, которые помогают врачам поставить диагноз. В ближайшие полгода в городе будет работать уже более трех десятков цифровых стационаров, где успешно применяют технологии искусственные интеллекта. И конечно, в планах столицы — изобретать и внедрять новые решения, которые сделают Москву еще более комфортным городом для жизни.
Больше узнать о стратегии развития столицы и увидеть своими глазами то, какой она станет в ближайшем будущем, можно на форуме-фестивале «Территория будущего. Москва 2030». Он проходит с 1 августа по 8 сентября на 30 городских площадках. Там проводят культурные, спортивные, образовательные и другие мероприятия, на которых посетители знакомятся с главными городскими инновациями.