20 февраля
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!

Тягач-силач и вертолетное взвешивание: как устроен ремонтный цех Московского авиацентра

Покраска, починка и обслуживание вертолетов — в ремонтном цехе Московского авиацентра проводят даже самые сложные работы. Здесь восстанавливают лопасти и фюзеляжи, меняют масла и колодки, а при необходимости и стекла из-за их серебрения. Как чинят пожарные и санитарные вертолеты — в материале mos.ru.

Вращающиеся лопасти, яркие фюзеляжи и гул поднимающихся в воздух вертолетов — дежурство в Московском авиационном центре ведут круглосуточно. В авиапарке шесть пожарных и пять санитарных винтокрылых машин. Первые вылетают на борьбу с огнем, вторые — на места происшествий с пострадавшими. За состояние вертолетов отвечают инженеры и техники авиационно-технической базы. Они проверяют исправность оборудования и при необходимости ремонтируют.

За «здоровьем» вертолетов следят в ремонтном цехе Московского авиацентра. Он открылся на территории аэродрома в 2023 году. Корреспонденты mos.ru отправились в авиамастерскую и узнали, как ремонтируют эти машины.

От покраски до электрики

На площадке напротив авиамастерской виднеются красно-белые вертолеты. Они поднимаются в воздух и исчезают за облаками или приземляются с узнаваемым гулом.

Проходим в ремонтный цех и попадаем в огромный ангар с высокими потолками и окнами под крышей. Вертолеты здесь стоят рядами.

«Ремонтный цех — наша гордость и большая помощь для работы техники. Ведь раньше починить вертолет можно было только на площадках завода-изготовителя, которые находятся в разных городах России. Соответственно, туда нужно было везти вертолет. На это тратилось много времени и средств. Теперь мы можем проводить крупные работы самостоятельно — от лакокрасочных до технических», — рассказывает начальник цеха планового технического обслуживания и ремонта воздушных судов Московского авиацентра Сергей Кудрявцев.

В авиамастерской ремонтируют вертолетные двигатели, шасси и лопасти, приводят в порядок электронное оборудование, а также шкурят, рихтуют, шпаклюют и красят отдельные детали фюзеляжа. Для нанесения цвета используют пневматический краскопульт — прибор с прикрепленным к ручке бачком. В него наливается краска, которая при нажатии на курок равномерно распыляется по поверхности.

Ремонтируют вертолеты, как правило, на месте, в ангаре — для этого подвозят к ним необходимое оборудование. Съемные детали демонтируют и восстанавливают на стоящих рядом длинных железных столах или передают в другие мастерские авиацентра. Так, в районе Щербинка находится помещение ремонтного цеха с большой муфельной печью для плавки и обжига металла. Такая конструкция разогревается до 1750 градусов.

«Выплавленные изделия привозят к нам в ремонтный цех, в ангар. Сюда же поступают материалы, которые мы заказываем у заводов-изготовителей. Ремонтом и обслуживанием вертолетов занимаются более 90 специалистов авиационно-технической базы (это три цеха). За кузовные ремонтные работы отвечают специалисты по планеру и двигателю, а за авиационное и радиоэлектронное оборудование — специалисты по приборам и электрооборудованию», — поясняет Сергей Кудрявцев.

Мимо проходят мастера — каждый одет в форму, на которой вышита фамилия, как принято у спасателей. Слышится звук скользящих по полу колес. К ближайшему пожарному вертолету подвозят трап — незаменимый атрибут в ремонте винтокрылых. Дело в том, что средняя высота такой машины — примерно три человеческих роста, поэтому для ее починки используют авиационные лестницы и подъемники. А если переместить или демонтировать нужно крупный и тяжелый агрегат, например мотор, используют специальный подъемный кран.

Вернуть легенды в строй

Один из стоящих в ряду вертолетов — на ремонте. У него сняты лопасти и двери, пустует кабина. Перед нами ветеран столичной авиации Ка-32А — один из первых поступивших в Московский авиационный центр пожарных вертолетов. За годы работы его детали износились и требовали ремонта. Сегодня эксперты кропотливо восстанавливают вертолет как внутри, так и снаружи.

«Работа инженеров и техников, которые ремонтируют вертолет, чем-то похожа на работу врачей. Мы проводим осмотр, всю информацию заносим в технологическую карту — почти как в медицинскую. Перед началом ремонта проводим дефектацию — выявляем возможные поломки, затем составляем план работ. На что жалуется железный пациент, можем понять как при визуальном осмотре, так и при помощи специальных компьютерных программ. Для этого подключаем к блокам управления диагностическое оборудование, и оно отображает, на какие показания нужно обратить внимание», — объясняет инженер по техническому обслуживанию цеха планового технического обслуживания и ремонта воздушных судов Московского авиацентра Валерий Сорокин.

Определить центровку вертолета помогает и еще один врачебный прием — взвешивание. Винтокрылую машину ставят на специальные весы, которые по надавливанию на точки опоры отображают, насколько она центрирована. Это помогает пилотам правильно и безопасно эксплуатировать авиационную технику.

Валерий Сорокин подходит к носу вертолета и проводит по нему рукой. В месте, где железный корпус скрывает провода, видна свежая краска.

«Мы уже покрасили фюзеляж, демонтировали старые стекла. На них было серебрение — износ, похожий на сильную потертость. Из-за него видимость у пилотов снижается, что небезопасно. Поэтому мы уже подготовили к установке новые стекла», — рассказывает собеседник mos.ru.

Рядом с вертолетом на столе лежат изогнутые стеклянные чаши — будущее остекление кабины. Пока она не похожа на привычный пункт управления — отсутствуют кресла и рычаги, но их тоже вскоре обновят — и внутри появятся удобные места для пилотов.

«Закончить ремонт планируем в этом году, до начала пожароопасного периода. Будет Ка-32А как новый, даже лучше. Ведь работу мы ведем с особой заботой. В нашем деле нет больших или маленьких, простых или сложных задач. Каждая деталь значима», — подчеркивает Валерий Сорокин.

Рядом с ремонтируемым Ка-32А стоит такая же модель пожарного вертолета — еще один ветеран Московского авиацентра. В прошлом году его отремонтировали и уже ввели в строй.

«После ремонта вертолет не сразу летит на вызов, а обязательно совершает тестовый полет. Сначала отрывается от земли буквально на пять — десять метров и зависает в воздухе, так проверяется точность работы систем. Далее проводится контрольный полет, и только потом вертолет снова вводят в состав дежурных сил и средств для обеспечения безопасности столицы», — отмечает Валерий Сорокин.

Вертолеты Московского авиацентра держатся на высоте до трех тысяч метров. Этого достаточно, чтобы долететь по нужному адресу в условиях плотной городской застройки.

Предполетная забота

Вывезти вертолет из ангара помогает тягач. С виду он кажется небольшим, но на деле такая машина может сдвинуть с места почти 60 тонн веса. Тягач заводит мотор, и на левой стороне ангара поднимаются огромные завесы, открывая вид на взлетную площадку. Затем он цепляется за вертолет и вывозит его из помещения. Но при этом винтокрылая машина пока не взлетает.

«Перед каждым полетом и после приземления проводят техническое обслуживание вертолетов. По регламенту оно выполняется также каждые один, три и шесть месяцев и по часам налета. Работы в эти периоды бывают разные — от диагностики оборудования до замены любых агрегатов», — говорит Валерий Сорокин.

Перед каждым полетом в вертолете обязательно проверяют работу всех систем и датчиков, заправляют топливные баки. Интересно, что таких резервуаров у винтокрылой машины шесть. Необычно устроено и ее сердце. В отличие от автомобиля, у вертолета два мотора. Двигатели дублируют друг друга в целях безопасности. В случае выхода из строя одного вертолет можно экстренно посадить при помощи другого.

Техническое обслуживание регулярно проводят и крупнейшему пожарному вертолету Московского авиацентра — Ми-26Т, самому большому в мире серийно выпускаемому транспортному вертолету. Он замыкает ряды винтокрылых в ангаре, выделяясь огромным фюзеляжем и длинными лопастями, уходящими под самый потолок.

Новости Москвы 20 февраля
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!
Информационный вестник АО «МОСГАЗ»
Памятка
Как отличить сотрудника МОСГАЗа от мошенника

Контактная информация

Телефон Пресс-службы:
8 (495) 660-60-88
Только для запросов СМИ:
press@mos-gaz.ru
По остальным запросам:
info@mos-gaz.ru
Следите за обновлениями
Информационный вестник АО «МОСГАЗ»
Памятка
Как отличить сотрудника МОСГАЗа от мошенника

Контактная информация

Телефон Пресс-службы:
8 (495) 660-60-88
Только для запросов СМИ:
press@mos-gaz.ru
По остальным запросам:
info@mos-gaz.ru
Следите за обновлениями
Запах газа?
Звони — 104
Call-center
105120 Москва, Мрузовский переулок, дом 11, строение 1

© АО «МОСГАЗ», 2025. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Разработка и поддержка — Upriver

#str#