Запах газа?
звони
звони
104
Контакты
Горячая линия
Электронная почта
Покраска, починка и обслуживание вертолетов — в ремонтном цехе Московского авиацентра проводят даже самые сложные работы. Здесь восстанавливают лопасти и фюзеляжи, меняют масла и колодки, а при необходимости и стекла из-за их серебрения. Как чинят пожарные и санитарные вертолеты — в материале mos.ru.
Вращающиеся лопасти, яркие фюзеляжи и гул поднимающихся в воздух вертолетов — дежурство в Московском авиационном центре ведут круглосуточно. В авиапарке шесть пожарных и пять санитарных винтокрылых машин. Первые вылетают на борьбу с огнем, вторые — на места происшествий с пострадавшими. За состояние вертолетов отвечают инженеры и техники авиационно-технической базы. Они проверяют исправность оборудования и при необходимости ремонтируют.
За «здоровьем» вертолетов следят в ремонтном цехе Московского авиацентра. Он открылся на территории аэродрома в 2023 году. Корреспонденты mos.ru отправились в авиамастерскую и узнали, как ремонтируют эти машины.
На площадке напротив авиамастерской виднеются красно-белые вертолеты. Они поднимаются в воздух и исчезают за облаками или приземляются с узнаваемым гулом.
Проходим в ремонтный цех и попадаем в огромный ангар с высокими потолками и окнами под крышей. Вертолеты здесь стоят рядами.
«Ремонтный цех — наша гордость и большая помощь для работы техники. Ведь раньше починить вертолет можно было только на площадках завода-изготовителя, которые находятся в разных городах России. Соответственно, туда нужно было везти вертолет. На это тратилось много времени и средств. Теперь мы можем проводить крупные работы самостоятельно — от лакокрасочных до технических», — рассказывает начальник цеха планового технического обслуживания и ремонта воздушных судов Московского авиацентра Сергей Кудрявцев.
В авиамастерской ремонтируют вертолетные двигатели, шасси и лопасти, приводят в порядок электронное оборудование, а также шкурят, рихтуют, шпаклюют и красят отдельные детали фюзеляжа. Для нанесения цвета используют пневматический краскопульт — прибор с прикрепленным к ручке бачком. В него наливается краска, которая при нажатии на курок равномерно распыляется по поверхности.
Ремонтируют вертолеты, как правило, на месте, в ангаре — для этого подвозят к ним необходимое оборудование. Съемные детали демонтируют и восстанавливают на стоящих рядом длинных железных столах или передают в другие мастерские авиацентра. Так, в районе Щербинка находится помещение ремонтного цеха с большой муфельной печью для плавки и обжига металла. Такая конструкция разогревается до 1750 градусов.
«Выплавленные изделия привозят к нам в ремонтный цех, в ангар. Сюда же поступают материалы, которые мы заказываем у заводов-изготовителей. Ремонтом и обслуживанием вертолетов занимаются более 90 специалистов авиационно-технической базы (это три цеха). За кузовные ремонтные работы отвечают специалисты по планеру и двигателю, а за авиационное и радиоэлектронное оборудование — специалисты по приборам и электрооборудованию», — поясняет Сергей Кудрявцев.
Мимо проходят мастера — каждый одет в форму, на которой вышита фамилия, как принято у спасателей. Слышится звук скользящих по полу колес. К ближайшему пожарному вертолету подвозят трап — незаменимый атрибут в ремонте винтокрылых. Дело в том, что средняя высота такой машины — примерно три человеческих роста, поэтому для ее починки используют авиационные лестницы и подъемники. А если переместить или демонтировать нужно крупный и тяжелый агрегат, например мотор, используют специальный подъемный кран.
Один из стоящих в ряду вертолетов — на ремонте. У него сняты лопасти и двери, пустует кабина. Перед нами ветеран столичной авиации Ка-32А — один из первых поступивших в Московский авиационный центр пожарных вертолетов. За годы работы его детали износились и требовали ремонта. Сегодня эксперты кропотливо восстанавливают вертолет как внутри, так и снаружи.
«Работа инженеров и техников, которые ремонтируют вертолет, чем-то похожа на работу врачей. Мы проводим осмотр, всю информацию заносим в технологическую карту — почти как в медицинскую. Перед началом ремонта проводим дефектацию — выявляем возможные поломки, затем составляем план работ. На что жалуется железный пациент, можем понять как при визуальном осмотре, так и при помощи специальных компьютерных программ. Для этого подключаем к блокам управления диагностическое оборудование, и оно отображает, на какие показания нужно обратить внимание», — объясняет инженер по техническому обслуживанию цеха планового технического обслуживания и ремонта воздушных судов Московского авиацентра Валерий Сорокин.
Определить центровку вертолета помогает и еще один врачебный прием — взвешивание. Винтокрылую машину ставят на специальные весы, которые по надавливанию на точки опоры отображают, насколько она центрирована. Это помогает пилотам правильно и безопасно эксплуатировать авиационную технику.
Валерий Сорокин подходит к носу вертолета и проводит по нему рукой. В месте, где железный корпус скрывает провода, видна свежая краска.
«Мы уже покрасили фюзеляж, демонтировали старые стекла. На них было серебрение — износ, похожий на сильную потертость. Из-за него видимость у пилотов снижается, что небезопасно. Поэтому мы уже подготовили к установке новые стекла», — рассказывает собеседник mos.ru.
Рядом с вертолетом на столе лежат изогнутые стеклянные чаши — будущее остекление кабины. Пока она не похожа на привычный пункт управления — отсутствуют кресла и рычаги, но их тоже вскоре обновят — и внутри появятся удобные места для пилотов.
«Закончить ремонт планируем в этом году, до начала пожароопасного периода. Будет Ка-32А как новый, даже лучше. Ведь работу мы ведем с особой заботой. В нашем деле нет больших или маленьких, простых или сложных задач. Каждая деталь значима», — подчеркивает Валерий Сорокин.
Рядом с ремонтируемым Ка-32А стоит такая же модель пожарного вертолета — еще один ветеран Московского авиацентра. В прошлом году его отремонтировали и уже ввели в строй.
«После ремонта вертолет не сразу летит на вызов, а обязательно совершает тестовый полет. Сначала отрывается от земли буквально на пять — десять метров и зависает в воздухе, так проверяется точность работы систем. Далее проводится контрольный полет, и только потом вертолет снова вводят в состав дежурных сил и средств для обеспечения безопасности столицы», — отмечает Валерий Сорокин.
Вертолеты Московского авиацентра держатся на высоте до трех тысяч метров. Этого достаточно, чтобы долететь по нужному адресу в условиях плотной городской застройки.
Вывезти вертолет из ангара помогает тягач. С виду он кажется небольшим, но на деле такая машина может сдвинуть с места почти 60 тонн веса. Тягач заводит мотор, и на левой стороне ангара поднимаются огромные завесы, открывая вид на взлетную площадку. Затем он цепляется за вертолет и вывозит его из помещения. Но при этом винтокрылая машина пока не взлетает.
«Перед каждым полетом и после приземления проводят техническое обслуживание вертолетов. По регламенту оно выполняется также каждые один, три и шесть месяцев и по часам налета. Работы в эти периоды бывают разные — от диагностики оборудования до замены любых агрегатов», — говорит Валерий Сорокин.
Перед каждым полетом в вертолете обязательно проверяют работу всех систем и датчиков, заправляют топливные баки. Интересно, что таких резервуаров у винтокрылой машины шесть. Необычно устроено и ее сердце. В отличие от автомобиля, у вертолета два мотора. Двигатели дублируют друг друга в целях безопасности. В случае выхода из строя одного вертолет можно экстренно посадить при помощи другого.
Техническое обслуживание регулярно проводят и крупнейшему пожарному вертолету Московского авиацентра — Ми-26Т, самому большому в мире серийно выпускаемому транспортному вертолету. Он замыкает ряды винтокрылых в ангаре, выделяясь огромным фюзеляжем и длинными лопастями, уходящими под самый потолок.