Запах газа?
звони
звони
104
Контакты
Горячая линия
Электронная почта
Технологический и индустриальный прогресс определяется успешным решением сложнейших технических задач, которые еще вчера казались в принципе нерешаемыми. Под занавес прошлого года о завершении работ именно по такому проекту объявило
— Гасан Гизбуллагович, в контексте более чем
— Это самый крупный и самый амбициозный на сегодня проект нашей компании. Более того: подобного проекта не только мы никогда не воплощали, но и никто в мире ничем подобным не может похвастать: ни в российской, ни в мировой практике аналогов нет. В условиях мегаполиса построить методом микротоннелирования магистральный газопровод высокого давления длиной 7 км с глубиной залегания до 10 метров — это на самом деле нечто из области технологической фантастически!
Этот газопровод обеспечил снабжение нового энергоблока, что повысило надежность работы не только самой
— Нереально сжатые сроки воплощения этого проекта просто поражают!
— Проект был начат в июне прошлого года, а уже в ноябре, после врезки финального «золотого» стыка, весь газопровод — от источника до самой станции — был соединен в единую линию. А в декабре мы рапортовали о завершении проекта.
Я думаю, в эти сроки даже поверхностным способом такого газопровода никто не построит. Мы же вели работы действительно уникальным методом микротоннелирования, что делало все исполнение проекта кратно более сложным. Очень и очень многое делалось нами впервые, но все получилось хорошо. Анализируя реализацию проекта мы пришли к выводу, что создали новую систему строительства магистральных газопроводов в условиях крупного города. А это крайне востребованная тема, причем не только для Москвы, но и для любого
— Почему решили уйти на глубину?
— Почему ушли на глубину? Потому что если строить поверхностно, то необходимо обходить десятки коммуникаций, заниматься переустройством всех пересекающих линий. В этом случае проект становится очень дорогим, сложным и очень долгим в реализации. В Москве количество отводов, тройников и так далее столь велико, что в сжатые сроки реализация даже стандартных согласований была бы просто невозможна. И в этой связи мы приняли судьбоносное, я считаю, решение — уйти на глубину, где количество пересечений с другими коммуникациями будет сведено до минимума.
Хотя это легко сказать — «ушли на глубину». Сразу встала масса проблем: ведь речь шла о горнопроходческих работах, для выполнения которых необходимо было освоить особые технологии и соблюсти комплекс соответствующих форматов и регламентов. И мы всему этому очень быстро научились, нам некогда было раскачиваться.
— Глубинное расположение газопровода — это ведь и особый характер его обслуживания?
— Да, нам нужно было понимать, как эксплуатировать систему, которая располагается на уровне до минус 10 метров. Особо туда, сами понимаете, не полазаешь, а сегодня нормативы требуют, чтобы каждый газопровод как минимум раз в месяц был визуально и приборами обследован на предмет надежности. Добиться самого высокого уровня надежности было важнейшей задачей. И мы, смонтировав бетонный тоннель 1500 мм, «засунули» в него металлический «футляр» 1400 мм, и уже по этому «футляру» уложили рабочую трубу. Причем, мы применили толстостенную трубу: 2200 мм вместо стандартных 1200 мм. Цель — уйти от коррозионного износа и намного увеличить срок службы трубопровода.
В итоге мы построили своеобразный сэндвич. В отдельных местах — например, пересечений с линиями метрополитена — мы заполняли эти пространства специальными пластификаторами, чтобы абсолютно исключить возможность образования пустот. В результате применения всех этих особенностей у нас получилась система, практически не требующая для обслуживания непосредственного контакта. Весь контроль за газопроводом осуществляется дистанционно через набор специальных датчиков, которые размещены по всей длине газопровода. Более того: даже если
— То есть, МОСГАЗ обладает уникальными и востребованными решениями и технологиями строительства газопроводов?
— И не только строительства! Созданная нами система многоуровневой надежности и контроля позволяет обеспечить самые высокие показатели безопасности. Сегодня МОСГАЗ предлагает наработанный нами на этих проектах опыт заложить в новые нормы проектирования газораспределительных систем, нормы безопасности в мегаполисах. Чтобы наша уникальная работа в итоге стала комплексом новых стандартов.
— Это применимо и к хозяйству
— Хозяйство у нас, как известно, большое. Самое большое в мире. Почти тысяча километров газопроводов высокого давления на территории города — это, скажем мягко, непростая сеть. Хочешь, не хочешь, но со временем все трубопроводы изнашиваются, снижается надежность, повышается риск нештатных ситуаций. Так вот: в этом проекте мы реализовали целый ряд параметров, который позволяет утверждать абсолютно уверенно, что созданная
Еще одна немаловажная деталь. Новые энергоблоки, которые «Мосэнерго» устанавливает на своих генерирующих станциях, очень требовательны к стабильности поставки газа. При этом очевидно, что потребность в газе «плавающая»: например, зимой объем потребления резко возрастает. В качестве решения предлагалось на территориях станций устанавливать резервные емкости, чтобы в них аккумулировать газ, который будет служить буфером при изменяющихся режимах работы блоков. Очевидно, что это повышает себестоимость энергии притом создается необходимость дополнительных проблемных объектов с зонами отчуждения и особым режимом. Так вот, построив новый газопровод
— У вас было много подрядчиков?
— Еще одни большим достижением
Например, можно сказать, что все 3600 сварных соединений на трубах мы сделали сами. При этом каждый шов — под стопроцентным рентгенографическим контролем. Под эти работы у нас в компании была создана очень серьезная и высококвалифицированная проектная база. Строительные компетенции
— Подобные масштабные проекты без слаженной работы с городскими властями и структурами вряд ли возможны…
— Безусловно. Этот проект реализовывался в ситуации достаточно напряженной. Перед энергетиками стояли жесткие сроки по вводу нового энергоблока, что было стратегической задачей, которую определяло распоряжение Владимира Путина и обязательства по международному контракту. То есть времени, скажем прямо, было просто «в обрез». К нам заказчики пришли уже достаточно поздно. При этом учтем масштаб проекта: один вопрос — сделать километр трубы, и совсем другой, когда речь о практически семь километрах, да еще и в условиях мегаполиса.
Разумеется, вместе с заказчиком мы пошли в городские структуры, в мэрию, и просили содействия. Потому что долго застревать в коридорах согласований времени не было. И город очень сильно помог нам. Все эксплуатационные службы оперативно реагировали, и мы очень быстро прошли весь согласовательный процесс. Во многом именно благодаря городу этот очень серьезный проект удалось воплотить в такие сжатые сроки.
В итоге я бы говорил о том, что мы совместно с городом решили достаточно серьезную задачу, ликвидировав опасность дефицита электрической энергии в центральной части Москвы. Сегодня это — надежные киловатты и отсутствие каких бы то ни было перетоков.
— Если я правильно понимаю, вам в ситуации цейтнота времени необходимо было решать очень сложные инженерные и технические задачи. При этом решений по ним ни в России, ни в мире не было…
— Да, это действительно так. Мы чуть ли не на каждом шагу становились технологическими и инженерными первопроходцами. Просто потому, что таких проектов в мире никто не делал.
— То есть, в результате вы создали новый инженерный и технологический уровень? Работали и на перспективу?
— Фактически да. Я поясню. Мы стараемся постоянно думать на перспективу. Мы стараемся заранее обдумывать, как нам лучше подступиться к решению задач, которые встанут перед МОСГАЗом завтра. Так, например, уже сегодня мы разрабатываем технологии воплощения проекта, который в инженерном и техническом плане на самом деле будет более сложным, чем даже газопровод к
Проект этот — приоткрою немного — связан с переходом водных объектов. Сложность в том, что традиционно такие трубопроводы прокладывают с борта специального судна. Но в нашем случае этот вариант реализовать просто невозможно по целому ряду объективных причин. Кроме того, дополнительные проблемы создает режим природоохранных территорий — например, Серебряный бор в Москве. У нас там подводный газопровод на 1800 метров. Он достаточно давно в эксплуатации, и мы уже сегодня серьезно думаем, каким способом провести его замену. В мировой практике есть случай создания перехода в 1100 метров, но это очень дорогостоящий способ с безумно сложной технологией и с высокими рисками, что для нас неприемлемо. В итоге нам нужно построить переход больше по размеру, безопаснее по работам и надежнее. И мы хотим сделать это дешевле, чем показывает мировой опыт. И сделаем, вот увидите!
Поэтому для решения перспективных задач мы уже сегодня постоянно изучаем, разрабатываем, обсуждаем, взвешиваем разные варианты. Думаю, что и задачку с переходами водных объектов мы решим на отлично. К тому же, нам интересно решать сложные задачи, которые никому в мире не по зубам!
— Что ни год, то все более усложняющиеся задачи?
— Да, приходится очень много и очень серьезно думать. Газ не дает спокойно жить. Понимаете, в Москве газовая сеть строилась в
— Из 7,5 тыс. км московских газопроводов сколько на сегодня проблемных, которые требуют срочного сервисного внимания и даже замены?
— Я бы сказал, что ежегодно мы проводим таких работ километров на сто газопровода. Многие трубопроводы подбираются к пределу по срокам эксплуатации, и надо стараться вовремя туда прийти. Начиная с 2010 года, мы этот темп выдерживаем, и по линейной части, как мы называем трубу, у нас прироста по стареющим газопроводам нет. А в части оборудования и газораспределительных станций
— На газораспределительных станциях — или ГРП — также широко применяются собственные разработки и технологии
— Это была тоже очень интересная и абсолютно новая для МОСГАЗа тема. На самом деле, прежде компания никогда не занималась станциями, более того: никогда ничего не строила и не реконструировала. Все было достаточно печально в этой области. Потому что станции строились тоже приблизительно в
И когда в МОСГАЗ пришла новая команда, одной из первых встала задача реконструкции станций. Причем, ни одну из ГРП нельзя было отключить на длительный период на реконструкцию, потому что нельзя оставлять потребителей без газа. А проектировщики, даже самые на тот момент передовые, предлагали закрывать каждую ГРП на реконструкцию минимум на 2,5 года. Но это было невозможно! Нам необходимо было успевать все сделать в пределах подготовки к отопительному сезону — за несколько месяцев, не больше.
Стали думать, как преодолевать эти сложности. Помог в том числе и международный опыт: я побывал в ряде стран и изучил, какие есть технологии быстрой и легкой реконструкции. Выяснил, что самый оптимальный метод — блочный. И мы тогда остановили все разработки, которые велись «по старинке», отказались от подрядчиков и стали сами моделировать ГРП по принципу лего.
То есть, мы заказывали оборудование, собирали его крупноблочно на подрамниках, с ноября по апрель привозили на территорию станции. Затем делали на лето обводные системы, устанавливая временный редуцирующий комплекс из числа этого же самого оборудования. И поскольку в летний период нагрузка серьезно падает, нам хватало одной или двух ниток редуцирования. А все остальное — сносили, потом заливали плиту и на ней начинали монтаж принципиально новой современной газовой станции. У нас строители работали параллельно с монтажом оборудования. Таким образом, в октябре, как правило, мы уже завершали строительство фактически новой станции, проводили
— Как выбирали очередность реконструкции ГРП?
— Мы начали со станций, которые больше всего вызывали опасения. Например, у нас в Очаково есть крупная станция, которая за час транспортирует порядка миллиона кубических метров газа. И она была в ужасающем состоянии. Причем, к ней подступила жилая застройка, они на станцию жаловались — летом окно не открыть, всегда шум. А сегодня на наших станциях — тихо, слышно, как птички поют. Мэр столицы Сергей Собянин, приехав на одну из ГРП, просто удивился, насколько экологично и красиво может быть на такой станции. Еще один важный момент: наши ГРП полностью автоматизированы, постоянное присутствие персонала на них практически не требуется. Станциями управляют из центральной диспетчерской, где четыре диспетчера в круглосуточном режиме обеспечивают режим работы всех ГРП. При этом станция создана так, что даже если половина ее оборудования отключена (например, на профилактические работы), то вторая половина независимо ведет транспорт газа, обеспечивая в полной мере потребителей.
— У вас, наверное, в связи с этим прошли большие сокращения?
— Нет, в связи с модернизацией мы не сокращаем персонал — мы увеличиваем долю высококвалифицированного труда. Раньше типичный сотрудник компании выглядел так: замасленная спецовка, кувалда и большой разводной ключ в руках. Теперь сотрудник
— Очевидно, что у
— В настоящее время все разработки и НИОКРы
Прибыль позволяет нам инвестировать в собственное развитие. Например, это дает нам возможность строить себе новое здание, проводить дальнейшую модернизацию оборудования, формировать по сути новый технологический уровень городского газового хозяйства, инвестировать в развитие персонала… Потому что все наши реновации требуют иного квалификационного качества от персонала, и наши работники старательно повышают свой профессиональный уровень.
— Вы сказали, что вопросам качества уделяется самое пристальное внимание. Кто контролирует?
— У нас в компании есть своя очень серьезная лаборатория по исследованию конструкционных свойств материалов. По оснащенности оборудованием — это даже не «Мерседес», а уже
Благодаря этой лаборатории мы стопроцентно проверяем качество всех поступающих материалов. И производители, которые с нами работают, знают, что неидеальную по качеству продукцию мы просто возвращаем обратно. Зачем нарываться на то, что соответствие всех сертификатов, все подтверждения данных параметров и так далее в обязательном порядке присутствуют.
— Когда компания воплощает новые технологически столь сложные проекты, кратно повышается степень ответственности. Как в
— Всегда всю ответственность фактически берут на себя руководители. Причем, зачастую эти решения находятся на грани допустимого, что повышает ответственность. Если говорить честно, текущая нормативная база по нашим вопросам серьезно отстает от жизни. Она написана для некоего абстрактного среднестатистического населенного пункта, и если строго ей следовать, то в Москве в области газовой инфраструктуры вообще ничего построить нельзя. А мы строим! Я часто, когда приходится доказывать, говорю: мы раньше ездили на «Жигулях», а сегодня — на других машинах. И уже по утрам не проверяем подвеску, уровень масла, не выясняем плотность электролита и не шприцуем солидол в суставы машины…
— Скажите, пожалуйста, воплощение проекта по
— В проекте по «двадцатке» мне было легче, чем когда мы делали газопровод на
Совсем другое дело, когда мы работали на
— То есть, у
— И никак иначе! Абсолютно невозможно жить в городе и не участвовать в его жизни, не помогать в повышении качества всех протекающих здесь процессов. Мы очень много работаем вместе с городом, для города. В последние годы иногда даже кажется, что наша производственная деятельность фактически переходит уже в фоновый режим, потому что там все идет по налаженным рельсам.
— Поясните, пожалуйста…
— Мы сделали очень правильный выбор — мы стали уделять внимание мелочам, потому что в нашей тематике мелочи зачастую — это самое ключевое. Ведь что такое мелочь? Например, микроскопический пузырек в сварном соединении, который рано или поздно «сыграет», и вы не знаете, когда это может случиться. И выход только один: надо сделать так, чтобы пузырьков не было. «На коленке» и разовым вахтовым персоналом, условно говоря, который не любит предприятие, не прикипел к нему, этого никогда не реализовать. Я уверен, что специалист, который работает на ответственных процессах, должен быть патриотом своего предприятия. Это однозначно. Поэтому мы стараемся быть очень и очень внимательными к нашим сотрудникам.
— И поэтому МОСГАЗ старается все делать сам? Никаких временщиков?
— Именно так — никаких временщиков. потому, что только так можно гарантировать надежность и качество. Это самый лучший способ, поверьте мне. Причем, нужно учитывать и специфику нашей работы: слишком высока ответственность, мы не можем допускать никаких рисков. Ни у кого не должно возникать ни малейшего сомнения в надежности газового снабжения и газового хозяйства — ни у руководителя электростанции, ни у простого москвича. И у города уверенность в МОСГАЗе есть. Потому что компания многого добилась и темпы — только наращивает. В частности, были реконструированы сотни километров газопровода. Третий год идет реконструкция газорегуляторных пунктов, через которые топливо приходит в столицу. Завершена модернизация
Справка