Запах газа?
звони
звони
104
Контакты
Горячая линия
Электронная почта
Дюкер — это участок трубопровода, пролегающий под руслом реки, оврагом или расположенной в ложбине под транспортной магистралью. Дюкеры сооружают при прокладке коммунальных сетей, а также нефте- и газопроводов. Поток газа движется внутри под давлением, создаваемым насосом, или самотеком, возникающим вследствие разницы отметок заложения.
В прошлом веке при прокладке газопроводов через водные преграды по дну реки делались специальные углубления. Газопровод покрывался специальной оболочкой, а сами работы проводились открытым методом на протяжении нескольких месяцев, что наносило непоправимый вред флоре и фауне реки.
По современной технологии дюкеры прокладывают в специальных тоннелях под рекой. Комплексная программа реконструкции 12 дюкеров высокого и среднего давления реализуется в Москве с 2018 года. Завершится она в 2025 году. В данный момент уже закончена реконструкция Голутвинского газопровода, а работы на двух — Щукинском и Кропоткинском — еще ведутся. Необходимость обновления инфраструктуры очевидна — все сети были построены в период с 1939 по 1965 год и с тех пор ни разу капитально не ремонтировались.
Перед началом работ на каждом объекте специалисты «Мосгаза» проводят расчеты и геологические исследования, чтобы увидеть разрез пластов земли. Для этого на берегу на базе грузового авто ставится буровая установка, которая выбуривает землю слой за слоем и определяет горизонт каждого слоя, после чего проектировщикам дается отчет.
Они, в свою очередь, устанавливают, какой тип котлована нужен, его глубину, крепеж, и потом выбирают метод прохождения под водной преградой. Реконструкция производится закрытыми методами, с минимальным воздействием на экологию и окружающую среду: микротоннелирование и горизонтально направленное бурение. Оба метода позволяют прокладывать трубы без траншей, а значит, вред для городской среды сводится к минимуму. Работы по этой технологии могут проходить в любых условиях, в том числе в районах исторической застройки.
Процесс бурения довольно долгий и основательный. Сначала специалисты выполняют буросекущие сваи длиной более 20 метров по периметру котлована, выполняющие функцию ограждения, а также для исключения фильтрации воды в котлован. После этого бетонируется днище и стены внизу котлована, которые будут брать на себя всю нагрузку от домкратов микротоннельного оборудования.
Затем туда опускается оборудование с мощными домкратами и головой с диском, которая и проводит бурение. Внутри конструкции есть насосы с жидкостью, которые закачивают впереди буровой машины воду с химическим составом, чтобы облегчить выбуривание грунта. По мере движения жидкость с выбуренным грунтом выкачивается на поверхность в сепаратор, где происходит очистка, и затем очищенная жидкость закачивается обратно в скважину.
По мере продвижения буровой из стартового котлована в приемный котлован выполняется наращивание проходки железобетонными кольцами длиной по три метра, они в итоге образуют собой трубу. После того как микротоннель готов, специалисты варят металлический футляр и проталкивают его из котлована в котлован, а затем межтрубное пространство заполняют раствором.
В итоге получается жесткая конструкция в виде матрешки, которая способна выдерживать любые нагрузки. Только после этого делается рабочая труба, по которой пойдет газ. Ее варят частями по шесть метров со стороны рабочего котлована и проталкивают вглубь. Полученную трубу соединяют с действующей сетью на уровне дух метров под землей.
На новых газопроводах устанавливают автоматизированные запорные устройства, позволяющие при необходимости перекрывать подачу газа дистанционно из центральной диспетчерской в течение двух минут. Реконструированные дюкеры не требуют водолазных обследований и регулярного ремонта и прослужат более 40 лет.