21 июня 2010
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!

Гендиректор ГУП «МОСГАЗ» Г. Гасангаджиев: «За 7 лет мы планируем привести систему газового хозяйства столицы к единому уровню безопасности»

О том, как будет дальше развиваться газовое хозяйство Москвы, какие меры принимаются для совершенствования его безопасности, и об уникальном центре исследования применяемых материалов рассказал в интервью «Интерфаксу» генеральный директор ГУП «МОСГАЗ» Гасан Гасангаджиев.

— Гасан Гизбуллагович, расскажите, как идет работа по реконструкции газопроводов в Москве? Какие планы у предприятия на этот год и на перспективу?

— Все планы по реконструкции газопроводных систем столицы на этот год и последующую трехлетку мы сформировали еще осенью 2009 года, когда готовились к заседанию правительства Москвы, посвященному перспективным направлениям развития газового хозяйства. Мы очень внимательно проанализировали, какие работы выполнялись предприятием к тому периоду и пришли к выводу, что, в принципе, общей картины повышения надежности и безопасности городского газопровода они не меняют.

Мы эту работу прозвали «кусочностью», потому что реконструкции подлежали отдельные участки газопровода, которые «вырывались» из сети. Однако мы решили подойти к вопросу повышения надежности газопроводных систем столицы комплексно. Мы считаем, что любая газовая магистраль имеет свое начало и конец и она должна быть комплексно реконструирована, чтобы иметь один уровень надежности и безопасности на всей своей протяженности. В первую очередь мы акцентировали внимание на газопроводах высокого давления, так как эти газопроводы представляют наибольшую опасность при возникновении аварийных ситуаций.

На этот год запланирована реконструкция путем санации 58 км газопроводов высокого давления, всего же в течение трех лет будет просанировано порядка 160 км газовых сетей. Основное преимущество этого метода в том, что мы не парализуем инфраструктуру города. Выделяется участок трубы, с обоих его концов разрываются два котлована, в один из них вводится полимерный рукав, который под давлением и высокой температурой кристаллизуется внутри трубы, после чего срок жизни трубопровода продлевается еще на сорок лет. При этом остальная инфраструктура продолжает функционировать в обычном режиме.

Расстояние между котлованами определяется диаметром трубы и возможностями оборудования. Для трубы диаметром в 1000 мм длина санируемого участка может составлять 100–110 метров. Это определяется только возможностями санирующего оборудования, на сколько его ресурсов хватит за один раз. На сегодня мы за 1 рабочую смену полностью санируем около 150 прогонных метров трубы. Большую часть работ мы выполняем силами своего подразделения «МОСГАЗстрой», которое было создано специально под эту задачу осень прошлого года. В отдельных случаях привлекаются подрядные организации на договорной основе для того, чтобы они помогали в разрытии котлована и его укрепления.

Аналогичный подход в сетях низкого и среднего давления, где для реконструкции применяются полиэтиленовые трубы.

— Как ведется работа по совершенствованию противоаварийной системы всего газового хозяйства города?

— Мы полностью выстроили вертикаль оперативной работы. Начинается она во вновь созданном Центральном диспетчерском управлении, которое мы оснастили всеми современными возможностями информатизации, связи, а также перевели туда всю систему управления любыми аварийными ситуациями Москвы. При этом, не избавив его от выполнения функций режимного характера. Все это мы реализовывали собственными силами и средствами. Наши программисты сделали программное обеспечение для ЦДУ, наши эксплуатационные службы спроектировали все, что касается информатизации. Мы за полгода создали ЦДУ, аналогов которого в России нет.

Также мы осуществляем оснащение всех наших машин спутниковой системой навигации ГЛОНАСС. Сейчас ею оснащено 23 автомобиля, а в ближайшее время планируем оснастить 150 единиц транспорта предприятия. Сейчас скорость комплектации автомобилей этой системой упирается в возможности поставки оборудования.

Одно из существенных достижений МОСГАЗа — разработка и внедрение системы дистанционного управления запорными устройствами на газовых магистралях города. Эта система устанавливается на запорные устройства на газопроводах диаметром 400 мм и выше. Данная технология позволяет существенно сократить эксплуатационные затраты, существенно снизить время перекрытия газовой магистрали при возникновении аварийных ситуаций. Раньше в случае повреждения того или иного участка требовался выезд специализированного подразделения на запорное устройство, чтобы его закрыть. На дорогу этой бригаде уходило минимум от 40 минут до 1,5 часа.

Надо отметить также, что запорные устройства на трубопроводах диаметром 1000 мм вручную закрываются около 30 минут. В течение этих почти 2 часов, пока идет работа по перекрытию газовой трубы, происходит истекание газа, а также возникает опасность в загазованных зонах за счет поражающего эффекта газа. Новая дистанционная система управления задвижками позволяет за 1 минуту 47 секунд перекрыть магистраль. В этом году мы планируем оснастить 32 запорных устройства этой системой. Адреса уже определены, график работ есть. Все запорные устройства на замену существующим, где в этом есть необходимость, уже приобретены. В 2010 году новой системой будут оснащаться в первую очередь трубы высокого давления. Чтобы оснастить 32 запорных механизма, нам нужно установить 22 «шкафа», которые будут своеобразным «приемником» для сигналов из ЦДУ. Ставятся они вблизи от запирающего устройства.

В период до 20 июля мы доукомплектуем все «шкафы». В этом «шкафу» находится система бесперебойного питания, которая обеспечивает до 5 закрытий и открытий в случае, если внешнее питание пропадает. Они также снабжены GSM связью через беспроводные системы доступа и могут управляться кнопкой из нашего ЦДУ.

Еще очень важный момент — мы создали у себя аварийно-спасательную службу. Она произвела положительное впечатление на руководство города. Это подразделение, основной задачей которого является локализация технологических аварий. Если где-то происходит прорыв газовой сети, подразделение в экстренном режиме выдвигается на место, а походу движения получает все задачи с ЦДУ. При этом у них на месте есть все необходимое оборудование для автономного изучения проблемы. И это подразделение обеспечивает ограждение зоны повреждения, вывод с этого участка людей и перекрытие магистрали с целью исключения вытекания газа.

Единственное, во что мы сейчас упираемся — это в завершение обучения наших специалистов, т. к. не менее 50% специалистов должно пройти обучение в учебно-методическом центре МЧС по программе первоначальной подготовки спасателей МЧС России. Уже одна группа прошла, а вторая завершает обучение (итоговые экзамены 23 июня). Как только мы получим обученный и аттестованный в учебном центре персонал, у нас будет возможность получить статус аварийно-спасательного подразделения и право регистрировать цветосветовую сигнализацию.

Аварийно-спасательное подразделение МОСГАЗа оснащено 6 автомобилями Volkswagen Crafter. Два из них — это мобильные командные пункты, а остальные 4 авто оснащены всем необходимым специализированным оборудованием для работы в зоне газового поражения. Кроме того, мы серьезно переоснастили подразделение аварийно-восстановительных работ. Также мы сделали штабной автобус для того, чтобы на месте ЧП работало руководство как города, так и предприятия. Все наши машины оснащены системой видеоконференцсвязи. Это сделано для того, чтобы специалисты могли видеть на видеополотне в диспетчерской, как развивается ситуация на месте.

— Какие основные проблемы существуют у предприятия и как оно намерено их решать?

— Мы сейчас приблизились к периоду, когда к предельному сроку службы подходит существенная часть газопроводов системы газового хозяйства столицы. Сегодня мы один на один с городом с этой проблемой и она ежегодно прирастает от 100 до 120 км газовых труб. Мы понимаем, что если сегодня коренным образом не поменять ситуацию в объемах реконструкции, то года через 1,5 года этой проблемой можно даже не начинать заниматься. Потому что никогда не нагнать этих темпов, так как это все будет упираться в физическую возможность выполнения таких работ на территории города Москвы.

Об этой ситуации мы докладывали городу, но сегодня вопрос упирается в финансирование. Нам был увеличен уставный фонд, плюс есть определенное финансирование, которое должно быть произведено и в этом, и в следующих годах. Но чем больше времени проходит с каких-то крупных «встрясок», тем менее актуальной становится эта проблема. Но шутить с этим процессом нельзя. Все должны понимать, что тогда эти газопроводы строила вся страна. Это была федеральная собственность, ее просто передали городу по мере его расширения. За счет тарифа реконструкцию газопроводов не потянуть никогда, потому что сегодня эти цифры в год соизмеримы с годовым тарифом предприятия. Но эти вопросы нужно решать, не надо дожидаться очередной трагедии!

Мы оптимизировали и добились снижения стоимости работ как минимум на 20%. Все эти работы выполняются исключительно силами собственных подразделений. Фактические расходы идут на материал, сторонние специализированные работы по благоустройству. А физические работы на трубе, газовой магистрали мы выполняем собственными силами. Это дает возможность нам добиться снижения затрат.

— Расскажите о созданной МОСГАЗом лаборатории по исследованию применяемых материалов.

— После технологической аварии на улице Озерная основная выработанная в результате расследования причина заключалась в том, что примененная труба на этом участке не соответствовала определенным стандартам. Для того, чтобы этих ошибок у себя не допускать, мы приняли решение, что будем создавать базу данных применяемых материалов. И прежде чем провести тендер на покупку, мы будем исследовательским способом доказывать соответствие материала определенного производителя для применения в газовых сетях. И только после этого допускать его к тендеру.

При проведении ремонтных работ мы вырезаем элементы газовых сетей, которые подвергаются исследованию с целью оценки остаточного ресурса. Именно для этих целей мы создали у себя лабораторию по исследованию применяемых материалов.

С этим проектом уже ознакомились мэр Москвы Юрий Лужков и его первый заместитель в правительстве столицы, руководитель комплекса городского хозяйства Петр Бирюков. Им наша лаборатория понравилась, и было принято решение сделать из нее городской центр, услугами которого могли бы пользоваться все специализированные предприятия столицы. Такая лаборатория всегда будет востребована.

Мы начали создавать ее у себя без особого анонсирования, закупили туда современнейшее испытательное оборудование. Сегодня в этой лаборатории можно делать все виды испытаний касательно любого конструкционного материала на предмет его прочности и других важных характеристик. Туда мы привлекли молодых амбициозных специалистов, а также экспертов международного уровня. Самое главное, что мы можем теперь давать квалифицированную оценку и делать квалифицированное заключение в рамках администрации города.

Такого центра никогда у города не было. Обычно приходится привлекать для экспертной оценки материалов различные сторонние экспертные организации. А здесь теперь есть конкретное предприятие городского подчинения, сертифицированный центр, который отвечает за выданное заключение и готов его отстаивать на любых уровнях.

При этом мы не запретили научную и хозяйственную работу сотрудникам лаборатории. МОСГАЗ будет заключать возмездные договоры с центром на исследовательские работы. На сегодняшний момент есть практически все оборудование. Мы планируем, что с 1 июля официально откроем эту лабораторию.

— Каким Вы видите будущее развитие газового хозяйства Москвы?

— За 7 лет мы планируем привести систему газового хозяйства столицы к единому уровню безопасности.

Интерфакс 21 июня 2010
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!
Запах газа?
Звони — 104
Call-center
105120 Москва, Мрузовский переулок, дом 11, строение 1

© АО «МОСГАЗ», 2024. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Разработка и поддержка — Upriver

#str#