3 февраля 2011
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!

Газовое хозяйство Москвы — одно из крупнейших в стране, да и ГУП «Мосгаз» можно смело числить среди самых больших московских предприятий. А еще работа эта требует особой ответственности. Газ — материя взрывоопасная, требующая уважительного к себе отношения, тем более в таком мегаполисе, как Москва. Сегодня московские газовики проводят уникальнейшую операцию. Ровно в час дня на участке улица Борисовские пруды — улица Донецкая впервые пройдет прокладка газопровода высокого давления диаметром 530 миллиметров под дном Москвы-реки. Участок немаленький — целых 312 метров. Уникальность процесса в том, что при применении метода горизонтально-направленного бурения полностью сохраняется природный ландшафт, не загрязняется окружающая среда, и, что немаловажно, значительно сокращаются сроки строительства.

Дело это и впрямь уникальное. Все-таки не каждый день газопроводы высокого давления проводят под дном реки в центре огромного города. Такое — редкость не только для России, но и для самых промышленно продвинутых мировых держав. Потому и день 3 февраля наверняка войдет не только в историю Мосгаза, но и в московскую историю новейшего времени.
Такая вот инновация. А для Мосгаза инновации — не пустой звук. Здесь давно и системно занимаются автоматизацией производственных процессов. внедрением новейших технологий и оборудования на все участки работы, организацией новых служб вроде появившейся в прошлом году аварийно-спасательной службы. Да и люди здесь постоянно учатся — без знаний современное газовое хозяйство не осилить.
Но вернемся к нашей главной теме.
Как рассказали специалисты Мосгаза, процесс прокладки состоит из нескольких этапов.
Первоначально бурится по заданным проектом параметрам пилотная скважина диаметром двести миллиметров. После этого серией последовательных операций скважина расширяется до диаметра в тысячу миллиметров — в эту скважину и протягивается труба.
— Применение технологии горизонтально-направленного бурения позволяет отказаться от целой флотилии плавсредств, работающих на создании подводной траншеи, — земснарядов, барж, разгрузочных терминалов и прочего, — рассказал заместитель генерального директора ГУП «Мосгаз» Алексей Елистратов. — Работы завершаются за два с половиной месяца, тогда как при применении других технологий срок строительства возрастает до полутора лет! За счет нового способа достигается значительный экономический эффект, создается куда меньше неудобств городу — например, во время работы мы не перекрываем судоходства по Москве-реке, да и окружающая среда не страдает. Вообще это не такой уж и новый для России метод, та же компания «Сентябрь» не так давно использовала метод горизонтального бурения для Газпрома в Нижнем Новгороде. Огромный опыт такой работы есть и у нашего подрядчика — Газспецстроя.
Да и у нас в Москве мы применяли горизонтальное бурение для прокладки трубопроводов, например, под дорогами, горизонтально бурили и при строительстве Лефортовского тоннеля. Но все это делалось, как говорится, в минимальных объемах, а уж такое бурение под дном реки, как сейчас, — это действительно делается впервые. Очень важно, что здесь экономятся и время, и средства. В противном случае мы начали бы эту работу, скажем, в октябре прошлого года, а закончили бы — к декабрю 2011 года. А тут, как видите, прошло всего чуть более двух месяцев — и дело сделано. Впрочем, и экономия средств — дело немаловажное, особенно по нынешним временам. Здесь. по нашим прикидкам, экономится примерно десять процентов, соответственно сумма экономии получается, согласитесь, серьезная.
Для горизонтально-направленного бурения используется дорогостоящее немецкое оборудование. При этом особое внимание направлено на обеспечение безопасности всех работ. Так, для поддержания скважины от обрушения и транспортировки грунта используется бентонит, специальным образом приготовленная смесь из особого рода глины, привезенной из США. Эта смесь закачивается под высоким давлением, так что и аккуратность здесь нужна, без преувеличения, ювелирная.
Кстати, здесь же задействован пластмассовый футляр, в котором и находится стальная труба, — он долговечен и, по прикидкам специалистов, вполне может продержаться до профилактического ремонта лет этак сорок, а то и все пятьдесят. Опять же экономия — и безопасность. Все-таки любой ремонт газопровода, да еще подводного, дело не просто хлопотное и дорогое, но и экологически рискованное, так что сверхпрочная пластмасса футляра здесь не роскошь и не дань моде, а насущная необходимость. И -та самая новая технология, о необходимости применения которой московские газотранспортники никогда не забывают. Как заверили нас в Мосгазе, это не последнее применение современных технологий и оборудования в газотранспортной системе российской столицы.
Григорий САРКИСОВ

Газета Правительства Москвы «Тверская, 13» 3 февраля 2011
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!
Запах газа?
Звони — 104
Call-center
105120 Москва, Мрузовский переулок, дом 11, строение 1

© АО «МОСГАЗ», 2024. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Разработка и поддержка — Upriver

#str#