29 ноября 2011
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!

МОСГАЗ: безопасное газоснабжение в Москве полностью обеспечено


Власти Москвы утвердили городскую программу «О развитии коммунальной инфраструктуры на 2012–2016», в которой большое внимание уделено развитию газового хозяйства столицы. Москва эксплуатирует почти 7,8 тысячи километров газовых сетей и транспортирует более 27 миллиардов кубометров природного газа, что составляет более 13% от его общего потребления в России. О том, сколько в Москве газовых сетей было реконструировано в этом году, как создавалась в столице служба газовиков-спасателей и когда полностью автоматизируют газовое хозяйство столицы, в интервью РИА Новости рассказал генеральный директор ГУП «МОСГАЗ» Гасан Гасангаджиев.

— Гасан Гизбуллагович, каковы итоги 2011 года для газового хозяйства столицы?

— Самый главный результат, над которым мы работали, работаем и будем работать: обеспечение надежного и безопасного газоснабжения города. Неслучайно первыми шагами после моего назначения на эту должность было решение вопросов оперативности, в силу их исключительной важности: оперативно прибывать, реагировать и при этом, иметь все необходимое оборудование, технику и персонал. Эти вопросы, я считаю, мы достаточно успешно решили, потому что сегодня аналогов нашей работы нет ни у кого. Мы себя позиционируем как специализированное подразделение МЧС. Потому что ни один сотрудник МЧС, как бы он быстро ни доехал до места происшествия, не имеет права работать в зоне газового поражения. Мы сегодня имеем официальное право работать в такой зоне с применением всего необходимого оборудования. Вторая задача, которую мы решали, — это повышение надежности наших сетей. Самая главная задача в сетевом строительстве заключалась в проведении к единому уровню надежности сетей высокого и среднего давления.

— А сколько газовых сетей реконструировано в Москве за год, и сколько еще предстоит?

— Программа выполняется, и до конца года будет реконструировано порядка 120 километров сетей. Эта цифра складывается из реконструкции методом санации, замены стальных газопроводов на полиэтиленовые и традиционной перекладки сетей. Основное преимущество технологии санации — отсутствие разрытой траншеи, длина которой может доходить до 150–240 метров. Темпы строительства новых газопроводов существенно выросли за последнее время, вот только некоторые примеры. Средняя цифра в МОСГАЗе по реконструкции сетей несколько лет назад была на уровне 26–28 километров в год. Только в прошлом году мы перевалили за 151 километр! Почему для нас эта цифра принципиальна? С учетом объема сетей, которые у нас есть, 120 километров ежегодно устаревает. Мы хотим остановить процесс старения, и для этого нам нужно выполнять строительные работы на сетях, превышающие темпы старения газопроводов. Почему стали возможны эти программы? Потому что город стал помогать в финансовой части. Ведь только за счет своего тарифного финансирования мы бы таких результатов не достигли, потому что тогда бы речь шла в лучшем случае о 30–35 километрах реконструкции.

Важный момент — запорные устройства, которые в случае аварийных ситуаций перекрывают истечение газа из поврежденного газопровода. В этой части мы проводим автоматизацию запорных устройств, которая позволяет нам в разы повысить оперативность и сократить эксплуатационные затраты. Диспетчер может нажатием кнопки специального устройства закрыть одну или сразу несколько газовых шаровых запорных устройств, которые расположены на всей территории Москвы и делят его на сектора. Если раньше на подобную операцию, которая выполнялась в ручном режиме, уходило несколько часов, то теперь 1 минута 20 секунд. Такой принцип работы мы наглядно продемонстрировали мэру Москвы Сергею Собянину во время его визита в ГУП «МОСГАЗ». За два с половиной года у нас уже установлено около 160 автоматических запорных устройств. За этот год мы автоматизировали еще 47 задвижек, а до конца года планируем довести эту цифру до 80 единиц.

Наконец, последний важный момент, на который мы сделали упор в этом году — это подготовка к замене газораспределительного оборудования. То есть мы отдали в проектирование очень много серьезных станций, которые будут заменяться и реконструироваться в следующем году по завершению отопительного сезона с упором на максимальную автоматизацию и максимальное применение современных устройств. Благодаря этому, мы создадим новые газораспределительные станции, которые прослужат еще без малого 40 лет. У нас около 400 станций, из этого общего количества пять крупных, в трех из которых — «Южная», «Текстильщики» и «Лианозово» — мы в следующем году начинаем реконструкцию.

— Вы не раз заявляли о том, что МОСГАЗу существенно повысил оперативность реагирования аварийных служб и сократить время приезда бригады на место аварии с 40 до 5 минут. Как это удалось?

— Мы исключили все ненужные переговоры, которые направлены на уточнение какой-либо ситуации. После того, как звонок поступает по телефону «04», вся процедура построена так, чтобы исключить влияние человеческого фактора. У оператора, к которому поступает звонок, имеется опросник, и он по нему «выуживает» у заявителя информацию и заполняет электронный бланк на компьютере. На это уходит от 30 секунд до одной минуты. И сразу после того, как нажимается кнопка Enter, этот электронный документ расходится во все службы, а именно диспетчеру, главному диспетчеру, который направляет специалистов аварийно-спасательного формирования или управления аварийно-восстановительных работ, в зависимости от категории заявки. Таким образом, в течение трех-пяти минут бригада выезжает с уже поставленной задачей и в течение 35–40 минут прибывает на место.

— А если в городе пробки?

— Для решения этой проблемы создано Аварийно-спасательное формирование (АСФ), которое официально зарегистрировано в МЧС и имеет право применять звуковою и световую сигнализацию. Что оно из себя представляет? Это четыре аварийно-спасательных автомобиля, укомплектованные всем необходимым инструментом и принадлежностями для проведения работ (слесарный и искробезопасный инструмент, электропилы, электрические отбойные молотки, углошлифовальные машинки). Для повышения автономности каждый автомобиль оснащен генератором для работ в ночное время суток, имеются осветительные комплексы, а также водяная помпа для откачки воды из затопленных коммуникаций и вентилятор-дымосос (воздуходувка) для проветривания загазованных помещений и коммуникаций.

Кроме того, в подразделении три мобильных штабных автобуса, которые представляют собой комплекс средств для информационного обеспечения руководства ГУП «МОСГАЗ» и членов оперативного штаба в зоне ЧС. Например, специальное техническое оснащение позволяет в любой момент из любой точки Москвы наладить видеоконференцсвязь с Центральным диспетчерским управлением МОСГАЗа. Таким образом, пока специалисты едут до места происшествия, они получают дополнительную информацию о характере аварии или зоне поражения. При этом у них с собой есть ноутбук или другая документальная информация, которая позволяет им оценить газопровод. Соответственно, задача специалистов по приезду заключается в том, чтобы сразу принять меры по локализации аварийной ситуации.

— Бригады аварийно-спасательного формирования базируются только на территории центрального здания? Планируется ли как-то их раскидать, например, по каждому округу для повышения оперативности?

— Планируется, с учетом расширения границ Москвы, если такая задача нам будет поставлена. Ведь сегодня АСФ — это спасенные человеческие жизни, и в этих словах нет никакого пафоса. Мы постоянно получаем благодарности от москвичей, в домах которых наши сотрудники предотвратили серьезные ЧП, а зачастую просто спасли жизнь их родным и близким людям. Поэтому мы купили еще шесть машин для оснащения (полное техническое оснащение автомобилей МОСГАЗ проводит собственными силами). Будем серьезно работать над этим вопросом.

— Какое среднее количество заявок поступает в сутки по телефону »04»?

— От 80 до 120 — при этом около 40% являются ложными. Но каждый звонок мы обрабатываем! То есть отдыхать нам здесь не приходится. Суббота, кстати, для наших руководителей — обычный рабочий день.

— Как Вы оцениваете безопасность газопроводов сегодня в Москве?

— С этой темой на сегодняшний момент в столице все в порядке. Все газопроводы находятся в абсолютно рабочем состоянии. К отопительному сезону мы подготовлены, критических ситуаций на сегодняшний момент нет. Вот мы, например, говорим — старый газопровод. У простого москвича сразу возникнет ассоциация с ржавой, дырявой, неприглядной трубой. У нас есть газопроводы, которые служат со сталинских времен, при этом находятся в идеальном состоянии. Таких немного, но они есть. А, скажем, газопроводы, которые проложены в период перестройки, когда переналаживали все производства, напротив, попадают в программу реконструкции. Поэтому в каждом конкретном случае проводится специальная диагностика газопровода на предмет дальнейшей эксплуатации.

— Гасан Гизбуллагович, не менее важной составляющей Вашей работы является обеспечение газом домов москвичей. Сколько всего газифицированных квартир в Москве сегодня?

— В городе газифицировано 24,326 тысячи жилых строений, в которых эксплуатируется 1,857 миллиона газовых плит, 128,9 тысячи газовых проточных водонагревателей (для горячей воды) и 5,18 тысячи газовых емкостных водонагревателей. Например, в 2009 году в Москве было 2,25 миллиона газифицированных квартир, сегодня их насчитывается меньше. Но, чтобы вы понимали, на бытового потребителя идет только 2% от всего природного газа, потребляемого Москвой. Основная нагрузка ложится на теплоэнергетику, крупные промышленные предприятия, ТЭЦ, РТС (районные теплостанции), КТС (квартальные теплостанции). Тем более что число газифицированных квартир постоянно сокращается за счет сноса ветхого жилья. А в новостройках в связи с правилами безопасности разрешено использование только электроплит. Динамика в целом такая: порядка 200–250 тысяч квартир в год выбывает.

— А когда газ может вообще уйти из квартир москвичей?

— На все 100% он не уйдет никогда. Потому что у нас есть достаточно большой жилой фонд, который не подвержен подобного рода реконструкциям. Это в основном памятники истории, которые расположены в историческом центре.

— Еще одна актуальная тема: газовые счетчики. Обязательно ли их устанавливать?

— Конечно, любой энергоресурс должен учитываться. Другое дело, что срок установки перенесен на 1 января 2012 года, то есть задача должна быть решена в этом году. В связи с введением этого закона, количество обращений увеличилось — в месяц от 35 до 60 обращений. Для сравнения, в 2009 году эта цифра была на уровне 5–10 обращений в месяц. Но при этом надо понимать, что сегодня уровень платежа среднего москвича за газ составляет от 50 до 150 рублей в зависимости от потребления. И в этом случае срок окупаемости этого прибора три-четыре, а может, и пять лет. Выгодно ставить счетчики в домах с газовым отоплением, так как там большое потребление и гораздо экономнее платить по фактическому расходу газа.

— Что нужно для его установки?

— Если москвич желает воспользоваться нашими услугами, для этого ему достаточно обратиться в «Одно окно». Наши специалисты приедут посмотреть на соответствие дома типовому проекту, и если это типовой проект дома, то процедура проходит гораздо быстрее и дешевле, так как типовой проект на эти дома уже разработан. Если это индивидуальный проект, то он разрабатывается под каждого заявителя индивидуально. После чего, по желанию жильца, прибор устанавливается специалистами МОСГАЗа. То же самое может быть сделано любой другой организацией, но в этом случае вопросы гарантии и вопросы соответствия требований правилам проведения работ — это все ответственность потребителя. Мы все равно во время планового технического обслуживания проверим эту работу, и если она не соответствует нормативам, потребление газа можем приостановить.

— Вы не раз говорили, что Ваша мечта — уйти в автоматизированное управление системой газового хозяйства. Сколько для этого потребуется времени в Москве?

— Я думаю, что на это уйдет пять лет. Уже сегодня сделано немало: только за 2010–2011 годы автоматизировано 150 объектов газораспределительного оборудования из 400. Это позволяет нам видеть в Центральном диспетчерском управлении все параметры: состояние давления, температуры, состояние подачи газа непосредственно к потребителю. Плюс возможность дистанционного управления запорными устройствами, про которую я уже рассказывал. Система ГЛОНАСС, которой у нас оборудованы все 264 автомобиля. Ну и, конечно, наша гордость — Центральное диспетчерское управление (ЦДУ). ЦДУ представляет собой отдельный зал, где установлен огромнейший компьютер с многофункциональным монитором во всю стену. На экран выведена система управлениями всеми газовыми процессами, происходящими в Москве. На мониторе в режиме реального времени под наблюдением специально обученных операторов находятся все газовые системы мегаполиса, протяженность которых составляет 7,8 тысячи километров. В том числе здесь «просвечиваются» подземные коммуникации, контролируется состояние газорегуляторных пунктов и протяженности наземного газопровода. В этот огромный компьютер введен целый ряд профильных подпрограмм, с помощью которых операторы организуют управление всей работой самого крупного в стране газораспределительного комплекса, а также обеспечивают безопасность всех его систем. Главное заключается в том, что операторы мгновенно могут отследить аварийную ситуацию на любом узле городской газовой системы и оперативно принять меры по ее предотвращению или немедленной ликвидации последствий, если потребуется, то и во взаимодействии с подразделениями МЧС. Не менее важно, что для создания ЦДУ не привлекались специалисты со стороны, все программы реализованы силами специалистов нашего предприятия.

Вся эта большая работа направлена на то, чтобы и власти, и москвичи были уверены в том, что газовым хозяйством в Москве занимаются профессионалы, готовые в любой момент ликвидировать чрезвычайную ситуацию и работать во благо нашего города, во благо всех его жителей. Сегодня коллектив МОСГАЗа готов к выполнению всех поставленных перед нами задач. Мы развиваемся, мы знаем свои силы, мы не стоим на месте и с оптимизмом смотрим в будущее.

— В голову сразу приходит вопрос: машина заменит человека?

— Никогда, ведь думать надо всегда! Машина может быть помощником, инструментом, но не ключевым звеном. Ведь не бывает однозначных ситуаций и типовых решений, в каждом конкретном случае требуется индивидуальный подход.

РИА Новости 29 ноября 2011
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!
Запах газа?
Звони — 104
Call-center
105120 Москва, Мрузовский переулок, дом 11, строение 1

© АО «МОСГАЗ», 2024. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Разработка и поддержка — Upriver

#str#