Запах газа?
звони
звони
104
Контакты
Горячая линия
Электронная почта
«Комсомолка» попыталась выяснить, что могло стать причиной ЧП и возможно ли его повторение в других районах Москвы [инфографика].
Вечер 16 ноября жители Пресненского района запомнят на всю жизнь. В 13 домах вдруг «взбесились» газовые плиты — над конфорками, где готовилась еда, резко вспыхнули настоящие факелы. Пламя поднялось до самого потолка. В итоге почти два десятка квартир сгорело целиком, шесть человек пострадало, двое попали в больницы.
«По предварительной версии, была неисправность редуктора сброса газа», — заявил зам мэра Москвы по вопросам ЖКХ Петр Бирюков.
«КП» решила выяснить, что могло пойти не так и может ли подобное повториться.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Газовая система Москвы
В город голубое топливо попадает по магистралям высокого давления (на схеме обозначено цифрой 1). Дальше метан идет на газораспределительные станции (на схеме обозначено цифрой 2) — в столице их несколько десятков — там давление снижается в 10–20 раз.
Следующий шаг: газ по трубам перегоняется на газорегуляторный пункт (на схеме обозначено цифрой 3). Здесь давление падает в 150–300 раз. Таких пунктов в Москве насчитывается около 200. И уже отсюда метан попадает в жилые дома.
Авария,
ЧТО ПРОИЗОШЛО
Официальную версию ЧП обещают назвать через неделю. Но специалисты уже сейчас делают предположения о причинах катастрофы. Виновников может быть всего несколько.
— На газорегуляторном пункте есть два главных узла, — рассказал «КП» один из действующих высокопоставленных работников энергетической сферы, попросивший не называть его фамилию. — Первый — регулятор давления (на схеме обозначено цифрой 4 — Ред.), он отвечает за то, чтобы метан в квартиры шел с низким «бытовым» давлением. Второй узел —
— Выходит, что защита не сработала?
— Получается, что так. Причем разом сломалось два узла: регулятор и клапан. Случай неслыханный, за последние лет 20 такого в столице не бывало. И тут надо
По мнению экспертов, столичные газовые сети сильно изношены. Может быть, предохранитель вообще был сломан?
— В Москве много ржавых труб, по которым идет голубое топливо, — рассказал «КП» бывший гендиректор «Мосгаза» Владимир Удовенко. — Да и квалифицированные рабочие стали дефицитом. Раньше «Мосгаз» получал 22% от тарифа — этого хватало на ремонт. Сейчас компании достается только 10%. Приходится экономить.
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ
Квартирных предохранителей от скачков газа не бывает, говорит Удовенко. Есть домовая защита — устанавливается в подвале — но в Москве она практически не используется. Единственная страховка:
Мы обратились в «Мосгаз» с вопросом, почему у нас не устанавливают домовые предохранительные клапаны. В Европе они устанавливаются почти в каждом доме.
— Чтобы поставить домовую защиту, нужно согласие всех жильцов, — пояснил «КП» главный инженер «Мосгаза» Андрей Горбачев. — Но можно поставить дополнительное оборудование у себя дома. Есть датчики, которые реагируют на утечку и продукты горения. Если начался пожар, они отключат подачу метана. Если бы такое оборудование имелось в квартирах на Шелепихинской набережной, ЧП бы не произошло. Правда, каждый датчик стоит 15–20 тысяч рублей.
ОФИЦИАЛЬНО
— Мы проверили плиты во всех пострадавших домах, — говорит главный инженер «Мосгаза» Андрей Горбачев. — В итоге, 61 печку заменили на новые — в квартирах стояли устаревшие модели
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
В Москве подключено к газу 24 тысячи 326 жилых домов (из более чем 40 тысяч). В квартирах установлено почти 1,9 млн. плит. Кроме этого, 129 тысяч квартир имеют газовые нагреватели — горячего водопровода там нет.
КСТАТИ
Похожая авария была под Петербургом
Скачки давления газа в квартирах случаются крайне редко. За последние 25 лет аналогичная история произошла всего один раз. В новогоднюю ночь, 31 декабря 2012 года, пожар вспыхнул сразу в семи жилых домах Сестрорецка (Ленинградская область). Тогда пострадало шесть человек, двое из них скончались в больнице. Как и в Москве, сломался регулятор давления на газовом распределительном пункте, а страховочный клапан не работал.