Запах газа?
звони
звони
104
Контакты
Горячая линия
Электронная почта
Новый год — самый любимый праздник россиян, а работники энергетической сферы называют 31 декабря еще и «самым энергонапряженным». Впрочем, этот день считают особенным все, кто работает в системе
— Гасан Гизбуллагович, сейчас москвичи готовятся встречать Новой год. Могут ли горожане быть уверены, что все столичные
— Столица — большой живой организм, и подготовка города к любому значительному событию, в том числе и к новогодним праздникам, — это не работа с нуля. Например, подготовка города к нынешнему зимнему сезону началась еще ранней весной. Работа комплекса городского хозяйства, можно сказать, постоянная, круглогодичная и круглосуточная, и главными судьями для нас остаются москвичи. Их оценка крайне важна для каждого руководителя и сотрудника предприятий ЖКХ, в том числе для работников городских инженерных компаний, от которых зависит нормальное функционирование всего московского мегаполиса. Могу заверить: нами разработана слаженная и испытанная временем технологическая цепочка, страхующая столицу практически от любых природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. В эту цепочку входят несколько дублирующих систем, предусмотрен высокий уровень резервирования мощностей.
— Новогодние каникулы — это еще и период немалой дополнительной нагрузки на всю городскую инфраструктуру. Как справляются с этим коммунальные предприятия столицы?
— Да, Новый год, пожалуй, самый непростой праздник для всех инженерных компаний, и прежде всего — для электриков. В Москве около 33 тысяч жилых домов. А поскольку 1 января мы встречаем, как правило, дома, всей семьей, то 31 декабря — это самый напряженный с точки зрения использования электричества день. Для нас это вопрос обеспечения не только комфорта, но и безопасности горожан.
— Как будет работать в праздники комплекс городского хозяйства?
— Во всех инженерных компаниях предусмотрен специальный график дежурств, организовано и полностью укомплектовано 1268 аварийных бригад, будут работать руководители служб, да и я сам встречу Новый год на своем рабочем месте.
— И
— Напомню, что слово «авария» имеет четкое определение, и ее факт должен быть признан специальными комиссиями.
Работники ЖКХ понимают под аварией полное прекращение подачи того или иного ресурса, сопровождающееся частичным или полным разрушением оборудования. Но в Москве, при нашей системе резервирования мощностей, вероятность возникновения серьезных аварийных ситуаций крайне мала. Все городские службы ведут ежедневную профилактическую работу, благодаря которой обеспечивается комфорт и безопасность москвичей. Разумеется, случаются техногенные инциденты, от горожан поступают сообщения о возможных происшествиях. Ни одно из таких сообщений не остается необработанным. По статистике 65% заявок, поступающих, например, в «Мосгаз», вообще не связаны с газом, 8–12% имеют отношение к аварийной службе, а остальное — это бытовые обращения, касающиеся замены оборудования
Если речь действительно идет о техногенном инциденте, то срабатывает четкая система реагирования, на место сразу выезжают бригады
— Как быстро должны среагировать городские службы в подобных случаях?
— Они должны реагировать буквально в течение нескольких минут. В этом смысле Москва — уникальный для России, да и не только для России город. Сегодня в составе каждой нашей инженерной компании есть
Все
— А как это происходит на практике?
— Допустим, первый сигнал поступает на номер 112, через 20 секунд оператор формирует заявку, которая отправляется начальнику смены
В течение пяти минут выезжает автомобиль с
— А сколько
— Во всех наших инженерных компаниях — МОЭСК, ОЭК, в «Мосгазе», «Москоллекторе», «Мосводоканале» и других — работает больше 650
— В начале нашей беседы вы упомянули о высоком уровне резервирования в московских инженерных системах. А как конкретно обеспечивается дублирование мощностей в столице?
— Начнем с газа, так как все инженерное обеспечение начинается с его поставки в Москву, за его счет вырабатывается энергия для других городских процессов. Итак, газ заходит в Москве по пяти разным направлениям, и любой объект, который мы обеспечиваем газом в столице, имеет два, а то и три ввода. Здесь я имею в виду, прежде всего, объекты генерации, поскольку 92% газа в Москве потребляют ТЭЦ, ТЭС и котельные, и только менее 2% приходится на жилой сектор.
Сегодня вся газотранспортная система столицы находится в абсолютно работоспособном состоянии, нигде не нарушены предельные сроки службы сетей, и это большое достижение действующего правительства Москвы. Ведь еще семь лет назад мы столкнулись с ситуацией, когда у 80% трубопроводов подошли к концу сроки эксплуатации. В итоге нам пришлось ежегодно модернизировать не менее 100 километров газовых сетей.
— Это огромный объем работ, но он был не слишком заметен в городе. Во всяком случае, во время реконструкции газовых сетей Москва не была перекопана вдоль и поперек. Как вам удалось этого добиться?
— Мы применили бестраншейный метод, созданный японскими и немецкими специалистами. Для начала сооружается небольшой котлован, в который на 250–300 метров заводится композитный гибкий «чулок». Затем он выводится из другого небольшого котлована, а новый «чулок» заводят в следующий участок трубы. Это весьма удобный и эффективный способ санации газопроводов, обеспечивающий работоспособность трубопровода еще на полвека.
При модернизации трубопроводов все краны на них были оборудованы дистанционными устройствами автоматического перекрытия, позволяющими из диспетчерской перекрыть газовую трубу диаметром в 1,2 метра за 1 минуту 20 секунд. Для сравнения: чтобы в случае ЧП перекрыть трубу старыми запорными устройствами, требуется значительная физическая сила и больше часа времени. Естественно, тогда уходило куда больше времени на ликвидацию инцидентов и их последствий. Сейчас в городе 500 автоматических запорных устройств, и все они надежно защищены от внешнего воздействия, например, от хакерских кибератак.
Еще одно московское
— А как обстоит дело с резервированием электроснабжения и что гарантирует Москве защиту от так называемых блэкаутов?
— Вспомним аварию, случившуюся в 2005 году. Тогда отключилась подстанция «Чагино», и аппаратура начала в автоматическом режиме задействовать резервные мощности, которые были тогда и которые, кстати, есть и сейчас. Но 12 лет назад в нашем городе не было достаточного количества транспортных линий для доставки электроэнергии.
Именно после этого случая в Москве стали обращать особое внимание на резервирование энергетических мощностей, и у нас появилось около десятка крупных системообразующих электроподстанций — «Золотаревская», «Герцево», «Новая» и другие. Было проложено большое количество новых кабельных линий на 110–220 кВ, и как результат, в Москве появилось два дополнительных «кольца» 110 кВ. Эти «кольца» связали новые электроподстанции в единую систему, а от подстанций начали развиваться сети на 20 кВ, идущие к конечному потребителю.
— Что делает надежной систему теплоснабжения в Москве?
— Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется вернуться к разговору о газе, приходящем на объекты генерации. В Москве работает 16 крупных ТЭЦ, в основном они были построены в
— Как удалось достичь такой впечатляющей экономии? Дело только в новых газовых турбинах?
— Во времена советского массового домостроения дома в основном были рассчитаны на работу
Установив новые газотурбины, мы сократили выработку тепла, заметно увеличив производство электроэнергии и поменяв энергетический баланс таким образом, чтобы потребление газа упало. Еще один плюс этого решения — город получил более чем сорокапроцентный запас по производству тепловой энергии. На практике это означает, что Москве хватит тепла даже при температуре воздуха ниже минус 50 градусов, хотя расчетная зимняя температура по нашему региону — минус 28 градусов.
Еще один резервирующий фактор при работе московских ТЭЦ — их режим работы. Из 16 генерирующих станций 15 обеспечивают постоянный, базовый энергетический режим работы. А еще одна, находящаяся в поселке Дзержинский — регулирующая, позволяющая увеличить мощность системы или сбросить ее, при этом сохраняя турбины и не подводя их к пиковым нагрузкам.
— Если в городе все же случится авария, сколько времени вы даете специалистам на восстановительные работы? Проще говоря, как долго горожанам при таких авариях придется сидеть в холодных квартирах без света и газа?
— Хотел бы сразу успокоить москвичей: сегодня нам категорически запрещено в отопительный сезон отключать потребителей от тепла. Мы можем ограничить подачу горячей воды, некритично снизить ее температуру, но от тепла отключать не имеем права. Если есть участок, где невозможно «зарезервироваться», мы собираем там байпасы (от английского bypass — обходной путь — ред.), строим временную систему и закрываем специальными бетонными блоками.
Что касается электричества, то современные правила предусматривают восстановление подачи электроэнергии в течение суток. Но за годы сложившейся в Москве практики весь режим работы настроен на то, чтобы перерыв в подаче электричества никогда не превышал двух часов.
Мы активно используем социальные сети для прямого общения с горожанами. Скажем, человек пожаловался в интернете, что у него в квартире холодные трубы. Буквально через несколько минут наш сотрудник пишет ему, что запрос взят в работу. Еще через пару часов мы сообщаем, в чем проблема, и, естественно, делаем все, чтобы эта проблема была устранена. Такая обратная связь — залог нашей успешной работы и обеспечения высокого уровня
— И последний вопрос: как бы вы, руководитель департамента ЖКХ, в целом оценили работу столичной сферы
— Я мог бы сказать, что за последние годы благодаря особому вниманию городских властей удалось добиться многих позитивных перемен в обеспечении нормальной жизнедеятельности столичного мегаполиса. Но правильнее будет ответить так: оценку нам дают горожане, которые видят результаты нашей работы в своих домах и подъездах, во дворах и на улицах, в парках и скверах. Это наши главные судьи, ведь вся деятельность системы ЖКХ нацелена на то, чтобы москвичи жили в безопасном, удобном и красивом городе. И если это у нас получается, если горожане уже привыкли к бесперебойной подаче тепла, газа и электричества в свои квартиры в любую погоду и считают это нормой, — это и есть главный смысл и главная награда за нашу работу. Разумеется, мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Впереди много работы, и для нас важно не только сохранить ту высокую планку, которой уже достиг комплекс городского хозяйства, но и постоянно повышать ее. Как говорится, дорогу осилит идущий, а значит, будем двигаться вперед.