Запах газа?
звони
звони
104
Контакты
Горячая линия
Электронная почта
В основу экспозиции легли солдатский медальон и факел, которым был зажжен Вечный огонь у Кремля, материалы из Главархива Москвы и музея архитектуры имени А.В.Щусева, графика из цикла "Вечно живые" художника Стасиса Красаускаса, стихи Александра Пелевина.
В Белокаменном подклете Старого Английского двора к Дню Победы открылась выставка «Неизвестный. Бессмертный. Солдат». Прийти на выставку можно с 7 мая по 26 июня. Кураторами экспозиции выступили Евгений Авдеенко, Андрей Иванов и художник-куратор Никита Лукинский.
Главным экспонатом экспозиции стал солдатский (смертный) медальон — капсула, в которую вкладывался листок с личными данными бойца. Также на выставке представлены архивные материалы из фондов Главархива Москвы и Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева, фото- и кинохроника о захоронении праха неизвестного солдата и создании мемориала у Кремлевской стены. Кроме того, на выставке в мультимедийном формате показаны мемориалы и памятники неизвестному солдату, установленные российских городах, — Мурманске, Севастополе, Казани, Новороссийске и других, а также обелиски и стелы, возведенные в небольших поселках и деревнях. На зеркальной панели посетители могут увидеть элементы графики из цикла «Вечно живые» советского художника Стасиса Красаускаса. Аудиальным обрамлением выставки стали стихи на военную тему современного писателя и поэта Александра Пелевина.
Личные опознавательные знаки были введены приказом Народного комиссариата обороны № 138 от 15 марта 1941 г. «Положение о персональном учете потерь и погребении погибшего личного состава Красной Армии в военное время». Согласно приказу, в медальон помещалось два вкладыша. Один изымался похоронной командой, второй — оставался при погибшем солдате. К началу Великой Отечественной войны не было произведено достаточное количество медальонов, поэтому погибших в первый год так сложно идентифицировать. Осенью 1941 года были возвращены ранее отмененные красноармейские книжки и в конце 1942 года обязательные солдатские смертные медальоны были отменены.
«Во время Великой Отечественной войны в качестве медальонов использовались карболитовые пеналы, в которые вкладывался листок бумаги с данными бойца. Карболит отличается твердостью и крепостью, медальоны, изготовленные из него, должны были сохранять бумагу с данными о солдате и облегчить идентификацию личности в случае смерти. Некоторые солдаты делали личные капсулы из гильзы или из дерева, вкладывая туда бумажку со своими данными. Но зачастую никаких личных знаков у бойцов не было вообще» — рассказывает куратор выставки Евгений Авдеенко. «Нередко бойцы не заполняли бланки: название “смертный” медальон породило суеверие — вписав сведения о себе, обязательно погибнешь. Прошло 77 лет со дня окончания войны, но не видно, когда закончится счет погибших за нашу Родину солдат. Смертные медальоны ежегодно поднимают поисковики».
В кураторской трактовке смертный медальон — символ человеческого масштаба, увязывающий образ Неизвестного солдата с каждым из нас. Листок, лежащий в медальоне, может остаться незаполненным — но память народная и личная сама вписывает туда нужные имена. Вечность создается людьми.
«Так исторически сложилось, что в ходе каждой войны немало погибших солдат остаются неизвестными: их останки либо не были найдены в принципе, либо не могли быть опознаны известными способами. Сотни тысяч павших в Великую Отечественную войну так и не удалось опознать. Таков и солдат, похороненный у Кремлевской стены. Он защищал высоту под Зеленоградом, прикрывая подступы к Москве. Солдат встретил смерть на высоте, которую враг так и не смог взять. — говорит куратор выставки Андрей Иванов: «Безымянность позволяет отвлечься от конкретики и обобщить подвиг, аккумулировать его в символике Неизвестного солдата. Это солдат, погибший и погибающий во всех боях и всех войнах за выживание нашего народа. Таков смысл этого символа для народа и государства».
Образ Неизвестного солдата в нашей культуре связан с еще одним символом — неугасающим Вечным огнем у Кремлевской стены и мемориалом «Могила неизвестного солдата».
Могила Неизвестного солдата в столице появилась накануне 25-й годовщины разгрома немецких войск под Москвой. Из братской могилы у железнодорожной станции Крюково 2 декабря 1966 года извлекли останки неизвестного воина, погибшего в декабре 1941 года. 3 декабря в сопровождении почетного караула тело доставили к Кремлевской стене, где оно было погребено. Чуть меньше, чем через год, 8 мая 1967 года открыли один из самых известных монументов России — «Могилу Неизвестного солдата». Тогда же зажгли доставленный с Марсова поля Вечный огонь.
Вечный огонь — неугасающий образ памяти, важнейший символ, признанный и принятый как официальной, так и общенародной культурой. Именно поэтому еще одним экспонатом выставки станет факел, которым в 1967 году был зажжен Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата. Факел хранится в Музее истории развития газового хозяйства города Москвы, подведомственном АО «МОСГАЗ», которое с самого создания и до настоящих дней является хранителем вечного пламени.
Кураторы выставки расскажут о традиции вечного огня, которая возникла еще в XIX веке и унаследована разными странами. Гости выставки узнают, как АО «МОСГАЗ» поддерживает неугасимое пламя на могиле Неизвестного солдата, а также увидят интервью с создателем механизма Вечного огня — инженером Кириллом Фёдоровичем Ридером.