Запах газа?
звони
звони
104
Контакты
Горячая линия
Электронная почта
Как работает городская система теплоснабжения, какие коррективы в отопительный сезон вносит погода и как современные цифровые технологии помогают столичным энергетическим компаниям обеспечивать бесперебойную поставку тепла и горячей воды в дома москвичей, — в материале mos.ru.
Задача непрерывного теплоснабжения мегаполиса важная и сложная. Столичным специалистам удается успешно ее решать благодаря слаженной работе, своевременной модернизации инженерных систем и внедрению современных технологий. В результате москвичи ежедневно и круглосуточно обеспечены теплом и горячей водой — за последние 12 лет на теплосетях города не произошло ни одной аварии, которая привела бы к долгосрочному отключению.
Московская система теплоснабжения крупнейшая в мире, ее протяженность составляет более 17 тысяч километров — это больше расстояния от Москвы до Южного полюса. Всю систему можно разделить на две части: первая половина — магистральные сети, которые доставляют теплоноситель от теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), районных тепловых станций и других крупных источников до тепловых пунктов. Вторая половина — разводящие сети, по которым тепло и горячая вода поступают в дома москвичей.
Электро- и теплоэнергию для столицы генерируют 13 ТЭЦ компании «Мосэнерго». 11 из них расположено в Москве, еще две — на территории Московской области. А за поставку теплоносителя от ТЭЦ до жилых домов, административных зданий и социальных объектов отвечает компания «МОЭК» — она обеспечивает теплом 74 тысячи зданий, в том числе свыше 34 тысяч жилых домов.
За последние годы все снабжающие Москву ТЭЦ прошли различные виды ремонта или модернизацию. В результате удалось более чем в полтора раза снизить выбросы в атмосферу — с 51,5 тысячи тонн в 2011 году до 36,6 тысячи тонн в 2021-м. Кроме того, благодаря непрерывному контролю с 2011 по 2023 год не произошло ни одного инцидента, который привел бы к длительному отключению потребителей. В столичной системе теплоснабжения всегда есть необходимый резерв мощности для обеспечения теплом и горячей водой мегаполиса с населением около 13 миллионов человек.
Специалистам систем городского хозяйства всегда важно качественно подготовить столицу к новому отопительному сезону, поэтому эта работа начинается сразу же после окончания предыдущего сезона холодов. В межотопительный период коммунальные службы проверяют и ремонтируют газовые, тепловые, электрические, водопроводные и канализационные сети. На ТЭЦ и других энергетических объектах проводят профилактические работы, а на тепловых сетях проходят гидравлические испытания — так специалисты могут своевременно найти потенциально ненадежные участки и оперативно восстановить их, чтобы не допустить нештатных ситуаций в отопительный период и обеспечить бесперебойное теплоснабжение москвичей. Именно для этого в городе отключают горячую воду на период не более 10 суток.
Москва — один из лидеров среди мировых мегаполисов по длительности отопительного периода. Бывает, что он продолжается 220–230 дней. Обычно тепло приходит в дома жителей в третьей декаде сентября, а завершается сезон в начале мая. Как правило, отопление в городе отключают, когда среднесуточная температура в течение пяти дней держится выше восьми градусов по Цельсию с прогнозом на дальнейшее повышение. Но бывают и нестандартные случаи: например, в 2017 году из-за резкого похолодания в середине мая отопление снова вернули в дома; в 2021 году его включили раньше обычного — 13 сентября, а в прошлом году по заявкам социальных учреждений тепло в них начали подавать уже 6 сентября.
В осенне-зимний период диспетчеры внимательно следят за прогнозом погоды и дают задание на повышение температуры магистрального теплоносителя заранее, еще накануне грядущего похолодания. Чтобы изменить параметры работы всей системы теплоснабжения, нужно некоторое время: быстро уменьшить или увеличить температуру технологически невозможно. Это сложная поэтапная процедура, она проводится в автоматическом режиме под контролем диспетчерских служб, а те, в свою очередь, опираются на показания температурных датчиков.
У системы централизованного теплоснабжения Москвы внушительные параметры — ее объем составляет почти четыре миллиона кубических метров. Это означает, что в каждый момент времени внутри всех трубопроводов находится количество теплоносителя, в два раза превышающее объем Борисовских прудов — самого крупного водоема на территории Москвы. Чтобы обеспечить бесперебойную циркуляцию такого объема, в отопительный период в круглосуточном режиме работают 24 мощные насосно-перекачивающие станции.
На помощь специалистам городского хозяйства приходят и цифровые технологии. Сегодня более 6,8 тысячи тепловых пунктов оснащено системой онлайн-диспетчеризации — она позволяет дистанционно отслеживать параметры работы оборудования и оперативно управлять технологическими режимами. Алгоритм использует данные 10 различных датчиков на каждом пункте — манометров, расходомеров, термометров и других. Таким образом, программа в реальном времени анализирует незначительные изменения десятков важнейших параметров, которые на начальном этапе внешне не проявляются. На основе этих данных максимально точно определяются тепловые потери и обозначается потенциально ненадежный участок, куда затем выезжает ремонтная бригада. Благодаря умному способу определения утечек в онлайн-режиме обеспечивается бесперебойное теплоснабжение города.
Каждый год к системе теплоснабжения подключается от 400 до 600 новых объектов с общей нагрузкой свыше одной тысячи гигакалорий в час. Это сравнимо с энергопотреблением города с населением 300 тысяч человек. За последние два года благодаря введению онлайн-сервисов срок рассмотрения заявки на подключение и подготовки договора о техническом присоединении к теплосетям сократился с 20 до 15 рабочих дней. Это создает комфортные условия для строительной отрасли, одного из локомотивов развития современной Москвы.
Наряду с использованием автоматизированных систем и проведением профилактики, отличный результат в повышении качества теплоснабжения дают проекты быстрого реагирования — «Мобильный обходчик» и «Летучие бригады».
«Мобильный обходчик» — это пилотный проект компании «МОЭК». Он представляет собой мобильное приложение, соединенное с общей базой данных, куда обходчики могут заносить всю информацию о состоянии тепловых пунктов в режиме реального времени. Благодаря этой технологии регистрация возможной неполадки и вызов ремонтной бригады занимает несколько минут. Если обнаружена проблема, которую нужно устранить, на тепловой пункт тут же выезжает «летучая бригада» узких специалистов, которые уже знают, что им предстоит делать на месте — настроить автоматику, отремонтировать элементы оборудования или провести другие срочные работы.
Современные технологии помогают сократить до минимума риски перебоев в поставках тепла и горячей воды, а значит — создавать высокий уровень комфорта в жизни москвичей.